Актуальность внедрения новых информационных технологий
Рынок информационных продуктов и услуг
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг(информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится
постоянное накопление и редактирование в них информации;
- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
- службы телекоммуникации и передачи данных;
- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере
деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например
консалтинговые фирмы, банки, биржи;
- коммерческие фирмы;
- информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.
Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать из:
- справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютер
ном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России";
- Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций, т. 1;
- журнала "Информационные ресурсы России";
- сети Интернет.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к качественному гигантскому и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое
радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию
деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной
технологий и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах
и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы
передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют
три достижения: *
- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- создание программно-управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию,связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.
Усложнение социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.