Этап. Анализ маркетинговой ситуации.
Основные этапы проведения РК
Проведение любой РК требует тщательной ее подготовки. Она начинается с обоснования необходимости и целесообразности ее проведения.
Рекомендуется проводить РК в следующей последовательности:
В ходе рекламной компании неоходимость в первичных данных обычно возникает в трех случаях: до начала ркламной кампании; в ходе подготовки рекламных материалов; после того как эти материалы готовы.
Исследования перед началом кампании
1. Исследование самого изделия. Есть ли потребность в данном товаре? В какой степени удовлетворены потребности уже существующими на рынке товарами?
2. Исследование потребителей. Среди наиболее распространенных методов можно перечислить: опрос у прилавка, направленные групповые интервью и использование проективных методов.
3. Исследование рынка с целью определения потенциального спроса. Насколько динамичен рынок?
Исследования в ходе подготовки рекламы
Ряд исследований имеет смысл проводить, когда реклама уже подготовлена. Они помогут обнаружить потенциальные ошибки и внести необходимые поправки перед выходом рекламы «в свет».
Обычно используются следующие разновидности тестов.
Потребителю предлагают расположить рекламные материалы в нисходящем порядке — от лучшего к худшему. Цель рекламы — не просто понравиться потре-
бителю, а заинтересовать его и привести к прилавку (AIMDA).
Парные сравнительные тесты. Потребитель оценивает рекламные материалы по парам, что не понравилось — сразу выбывает. Этот тест гораздо точнее предыдущего.
Запоминательная процедура. Основана на принципе заполнения, взятом из психологии. Для оценки действенности сообщения клиентам предлагают восстановить в нем пропущенные слова.
Копи-тест, или театральный тест. При подготовке рекламы проводится последним. Помогает оценить, насколько легко читается текст и воспринимается информация. Он используется также при подготовке телерекламы; анализируется реакция аудитории на рекламу.
Механические способы тестирования. Исследователи проявляют чудеса изобретательности, пробуя все новые и новые методы научного определения реакции потребителей: например, измеряют степень расширения глазных зрачков или запотевания ладоней; определяют реакцию глаз на быструю смену кадров; проверяют, как скользит взгляд по газетной полосе или журнальной странице.
Исследования после завершения подготовки рекламы
Целый ряд исследований проводится, когда реклама уже готова, как до, так и после ее появления в масс-медиа. При этом предтесты позволяют оценить ситуацию до начала рекламной кампании, а посттесты — выявить, как изменилось положение с момента ее начала.
С помощью предтестов постараемся ответить на вопросы:
1. Достигнет ли реклама своей цели?
2. Повысит ли спрос?
3. Повлияет ли на мнение потребителей?
С помощью посттестов можно оценить реальную отдачу (действенность) рекламы. Каждый тест надо проводить конкретным методом и с конкретной целью, охватывая тем самым весь комплекс проблем.
Тест на узнавание. Потребителю показывают рекламу и смотрят, узнал ли он ее. При этом неизвестно наверняка, где потребитель столкнулся с рекламой. Кроме того, иногда он путает одну рекламу с другой. В итоге полученная при тестировании информация искажена и неточна.
Среди тестов на узнавание давно известны и широко применяются тесты фирмы «Дэниэл Старч и К0». Предметом исследования тестов Старча является узнавание журнальных публикаций рекламного характера. При этом определяется, какой процент аудитории обращает внимание на конкретные детали печатной рекламы.
Тест Старча. На рекламное объявление наклеиваются ярлычки с номерами и затем уточняется, какой процент читателей запоминает, что обратил внимание на ту или иную часть объявления.
При проведении исследований встают следующие проблемы:
необходимо определить количество и характеристики опрашиваемых людей;
ответы людей зависят как от самих задаваемых вопросов, так и от расположения альтернатив в общем целом (а также от соседства с более значимой величиной — «эффект контраста», когда мы непроизвольно завышаем или занижаем оценку);
употребление в вопросах тех или иных слов непроизвольно заставляет людей повторять их, что оказывает косвенное влияние на результаты опроса;
сам тон, которым задаются вопросы, играет большую роль в выборе оцениваемого;
практически никогда нельзя определить полную эффективность рекламы, т.е. того, почему покупатель приобрел данный товар, какой канал подействовал сильнее. А может быть, это был совет более авторитетного знакомого? Или он уступил под натиском более расторопного продавца?
Тест на запоминание. Этот тест гораздо точнее, так как здесь потребителю необходимо доказать, что он действительно видел рекламу. В ходе его проведения тестируемый указывает, где было помещено данное рекламное объявление, а затем ему предлагают описать любой запомнившийся ему фрагмент рекламного материала.
Подобный тест может проводиться с вещательными средствами коммуникации. В этом случае исследователь называет телепрограмму и просит потребителя описать все увиденные им во время передачи рекламные материалы. Чаще всего здесь используется тест Берка «Вспомни назавтра».
Если потребителю, чтобы вспомнить, требуется подсказка, то это будет уже тест на запоминание с подсказкой. Тест на запоминание позволяет определить, не вводим ли мы потребителя в заблуждение, преувеличивая возможности нашей продукции или, наоборот, упуская их из виду. Для определения этого мы получаем сведения, о каких полезных качествах продукции узнали потребители из нашей рекламы, и соизмеряем их с имевшимися у нас намерениями. Широко применяется тест на запоминание фирмой «Гэл-лап и Робинсон».
Тест на осведомленность. Тест помогает уточнить, какая часть потребителей знала о продукции еще до появления рекламы, и сравнить с числом услышавших о ней после появления рекламы. Этот тест можно провести и после завершения рекламной кампании.
Из разновидностей теста на осведомленность чаще других используется тест на мгновенную реакцию. В этом случае исследователь спрашивает потребителя, какая марка приходит ему на ум в первую очередь, когда упоминается какой-либо вид продукции.
Тест на знание. Чтобы не просто определить, известно ли потребителю о данной продукции, но и уточнить, насколько хорошо он с ней знаком, проводится тест на знание. Вопросы ставятся так, чтобы выяснить, какое представление имеет покупатель о конкретных качествах товара и о магазинах, где он продается.
Ассоциативный тест. Это самый значимый из всех тестов, позволяющий узнать, связывает ли потребитель рекламу с продвигаемым товаром. Например, потребителю задается вопрос: «У какого местного магазина открытая стоянка расположена всего в 20 футах от входа?»
Купонные и запросные тесты. Клиент откликается либо посредством купона, либо позвонив по кодовому телефону.
Метод пробного тестирования. Созданная реклама перед своим широким выходом опробуется на каком-то аналогичном «большому» пробном объекте.
Метод прерванного тиражирования. При этом методе одна часть тиража газеты идет с одним рекламным объявлением, а другая — с другим и анализируется полученный от каждого эффект.
Изучение перемен. При помощи метода можно проследить, как меняются мнения и предпочтения, как растут знания, как меняются рекламные объявления. Чтобы потребитель воспринял содержащуюся в рекламе информацию, необходимо время. Тест помогает проследить развитие данного процесса.
ADD+Impact-тест. Этот вид теста является одним из самых перспективных при тестировании рекламной продукции. Он представляет собой международную количественно-качественную модель тестирования рекламы любого типа на любой стадии ее разработки. Был разработан в Австралии в 1991 г. Выделяется четыре основных элемента коммуникации:
внимание. — способности рекламы привлекать и удерживать внимание потребителей;
коммуникация сообщения — скорость и полнота усвоения сообщения о рекламируемой марке;
связь потребителя с маркой — отождествление ассоциативных связей потребителя и предлагаемой ему продукции;
брендинг — запоминаемость названия рекламируемой марки и устойчивая связь именно этой марки с рекламным сообщением.
При этом вся работа ведется с панелью потребителей (фокус-группой, сохраняющей относительно однородный состав во времени). Количественные данные представляют собой как бы скелет разработанной рекламы, а качественные — мышцы и кожу, «покрывающие эти кости сверху».
Основными инструментамиполучения маркетинговой информации являются (С.А. Белановский):
1. Рыночная статистика, в первую очередь динамика цен и объемов продаж. В процессе анализа текущая динамика сравнивается с прошедшей, а также с динамикой фирм и товаров-конкурентов. В анализе используются также обзоры общей экономической конъюнктуры.
2. Массовые количественные опросы, используемые для широкого круга задач, включая проверку и детализацию рыночной статистики, отслеживание общих тенденций изменения покупательского поведения (тренды, мониторинга), сегментирование рынка и анализ рыночных сегментов, изучение потребительских установок Особую группу исследований составляют опросы, связанные с рекламой, включая оценку аудитории каналов массовой информации и процент узнавания либо запоминания конкретного рекламного обращения.
3. Рыночные тесты. В эту группу объединена совокупность методов, связанных с непосредственным опробованием товара потребителем. В зависимости от объема партии товара тестирование может осуществляться либо в лабораторных условиях, либо непосредственно на рынке. Использование тестов проводится в сочетании со всеми остальными методами получения маркетинговой информации — статистикой, количественными и качественными опросами. Широко применяется сравнительное тестирование, например, — реализация пробных партий нескольких модификаций товара в разных районах города со сходными характеристиками населения и покупательского спроса.
4. Фокусированные интерьвью (фокус-группы). Используются также индивидуальные интервью и так называемые диады (интервью парами). Если количественные методы отвечают на вопрос «сколько?», то качественные в основном отвечают на вопрос «почему?». Иными словами, качественные исследования нацелены на понимание мотовационных аспектов поведения покупателей. Это различие часто является источником непонимания, особенно со стороны заказчиков, которые ставят себе завуалированные количественные вопросы типа: «Какой вид упаковки больше нравится?» или «Что будут покупать?» Такие вопросы носят завуалированный количественный характер. Качественные исследования могут дать ответ на вопрос, чем, т.е. какими конкретными качествами понравился или не понравился тот или иной товар. Надежных данных о соотношении численности покупателей, которым товар понравился или не понравился, качественное исследование дать не может, хотя и может выявить определенные тенденции.
5. Открытые наблюдения за целевой аудиторией. И проч.
Пример фокус- групп:
Если же говорить об общих правилах обеспечения гомогенности состава, то с этой точки зрения возрастные градации распределяются следующим образом:
- В группах детей, подростков и молодежи до 20 лет возрастной интервал участников не должен превышать двух лет, а в младших группах от б до 12 лет желателен даже годичный интервал.
- Группа от 20 до 25 лет считается «молодежью», которая плохо вписывается в обсуждение в присутствии лиц старшего возраста. Следует, однако, иметь в виду, что в возрастном интервале от 17 до 25 лет более существенными могут оказаться социальные характеристики, такие как: школьники, студенты и работающие; допризывники и отслуживающие в армии; семейные и несемейные; имеющие и не имеющие детей. Некоторые из этих характеристик практически совпадают с возрастными, другие «размыты». Во втором случае часто бывает целесообразно взять за основу не возраст, а социальный признак, что может привести к некоторым сдвигам и расширению возрастных интервалов.
- Основной контингент в трудоспособном возрасте (25-55 лет) обычно разбивают на две подгруппы. Часто в целях Удешевления берут только одну «среднюю» группу: от 25 до 40 лет или от 30 до 50 лет. Иногда, как мы увидим ниже, возрасту позволяют распределиться случайным образом в заданных, но широких пределах.
- Особую группу составляют пенсионеры. Социальный признак здесь играет большую роль, чем собственно возрастной, однако оба эти признака тесно скоррелированы.
Иногда в особую группу выделяют предпенсионный возраст, либо по социальному признаку (менее 5 лет до пенсии), либо по возрастному (50-60 лет).
2. Этап. Определение целевой аудитории (описание целевой аудитории (подробный портрет потребителя товара или услуги)
При определении целевой аудитории надо учитывать то, что потенциальных
потребителей продукта может быть очень много, но реальными покупателями
станут лишь немногие. В связи с этим не все потенциальные потребители
представляют интерес для рекламодателя. Та часть потребителей, которая
может стать основными покупателями, называется целевой аудиторией или
целевой группой. Эта группа людей характеризуется набором одинаковых
параметров, таких, как возраст, социальный статус, уровень дохода,
потребительские предпочтения, особенности психологии и т. п. Другими
словами, при определении целевой аудитории надо учитывать позиционирование продукта или услуги на определенную группу населения.
Изучение целевой аудитории позволяет сделать предположения об общих
мотивах поведения представителей целевой группы при совершении покупки. Это должно быть использовано при разработке основной гранд-идеи рекламной
кампании, создании творческой концепции, разработке рекламных сообщений,
выборе соответствующих каналов рекламной информации.