Контроль реализации управленческих решений
Тема 6. Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
Контроль как функция управления представляет собой процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых управленческих решений. Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, определения фактически достигнутых результатов и их отклонения от нормы; с другой — процесс мониторинга хода выполнения управленческих решений и оценки достигнутых результатов. Результаты контроля являются основанием для корректировки ранее принятых решений при обнаружении значительных отклонений от намеченного хода реализации решения. Другими словами, контроль представляет собой процесс сравнения полученных результатов с запланированными и, в случае необходимости, проведения соответствующих корректирующих мероприятий.
Неопределенность как неотъемлемая характеристика будущего является главным обоснованием контроля в процессе реализации управленческого решения.
Контроль сопутствует всем этапам процесса. По этому признаку различают следующие основные виды контроля:
♦ предварительный;
♦ текущий;
♦ корректирующий;
♦ заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала мероприятий по разработке решения. Его целью является предупреждение наступления нежелательных результатов до момента их появления за счет разработки критериев оценки, отладки методики и регламента контролирующих действий. Предварительный контроль используется для раскрытия признаков и причин проблемы, анализа неопределенностей, формулировки ограничений и оценки альтернатив. Примером предварительного контроля являются действия комиссий по оценке статей проекта бюджета МО при принятии бюджета на следующий год.
Текущий контроль реализуется непосредственно в ходе процесса реализации решения. Он осуществляется руководителем и основан на измерении и изучении фактических промежуточных результатов выполненной работы в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Регулярный контроль работы исполнителей, обсуждение возникающих вопросов позволяют оперативно устранить текущие отклонения от намеченных планов и заранее скорректировать процесс решения проблемы.
Корректирующий контроль направлен па уже совершенные действия и создавшуюся ситуацию. Он предназначен для корректировки ситуации, когда известны результаты реализации управленческого решения и они противоречат запланированным значениям. Главной целью является недопущение повтора аналогичных ситуаций в будущем. Многие бухгалтерские и финансовые документы создаются с целью корректирующего контроля, так как, например, в финансовом управлении города проводится сравнение реальных годовых бюджетных расходов с запланированными и на следующий год может быть предложен иной проект использования финансовых ресурсов.
Заключительный контроль выполняется после того, как принятое решение реализовано. Назначение — учет, измерение конечных результатов и сравнение их с запланированными, на основании чего может быть сделан вывод о степени достижения цели. Следует помнить, что заключительный контроль осуществляется тогда, когда уже нельзя поменять решение в случае неудачного исхода. Он выполняет следующие важные функции.
1. Формирование и заполнение базы данных по следующим направлениям:
Ø цели и составляющие их задачи;
Ø начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности;
Ø критерии оценки исходных показателей;
Ø набор корректирующих решений;
Ø результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности;
Ø набор решений по нейтрализации побочных явлений.
2. Сбор статистических данных о специфике работы в конкретной
сфере, позволяющий руководителю принимать более адекватные
решения в сложных ситуациях.
3. Разработка инновационных технологий для совершенствования
процесса реализации решения.
Существует два варианта контроля: по результатам и по упреждению.
Контроль по результатам использует организационную, экономическую, техническую и правовую документацию. Осуществляется оценка отклонения фактического результата от запланированных значений. Такой вариант контроля целесообразно применять в процессах с небольшим временем цикла и при невысокой стоимости процесса разработки и реализации решения. Управленческое решение постепенно совершенствуется на основе предыдущих результатов реализации, с помощью корректировок и уточнений.
Контроль по упреждению основывается на стандартах, нормах, правилах и может осуществляться до начала или в процессе разработки и реализации решения.
Контроллинг — направление в управленческой практике, которое включает административный, технологический контроль, ревизию и аудит.
Административный контроль представляет собой постоянное наблюдение за процессом разработки и реализации управленческого решения, сроками и качеством.
Технологический контроль — контроль используемых технологий, применяемых в процессе разработки и реализации решений.
Ревизия — документальное фискальное обследование результатов реализации решения.
Аудит — документальное исследование результатов реализации решения, определяющее уровень его соответствия определенным критериям.
Между процессами принятия решений, планирования и контроля существует неразрывная связь, которая определяется предназначением, миссией и целями управляемой системы. Требования к контролю формируются руководством с участием всех заинтересованных сторон и регламентируют состав анализируемой информации, структуру отчетов и ответственность за сбор данных, анализ информации и принятие решений.
Разработка эффективной системы контроля подразумевает:
♦ тщательное планирование всех мероприятий, проведение которых необходимо для достижения целей;
♦ оценка ресурсов и времени, необходимых для выполнения намеченных планов;
♦ сопоставление достигнутых результатов и использованных ресурсов с учетом временных характеристик;
♦ корректировка планов по временным и материальным затратам, необходимым для выполнения оставшейся работы;
♦ периодическое сопоставление полученных результатов и затрат с планом и бюджетом.