Этапы оформления типовой внешнеторговой сделки купли-продажи

Содержание понятий «внешнеторговая операция» и «внешнеторговая сделка», их виды

Обмен между производителями разных стран осуществляется через внешнеторговые операции. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо провести определенные взаимосвязанные действия:

найти покупателя;

заключить с ним сделку, в которой оговорить все условия (товар, его количество и качество, цену, срок поставки и т.п.);

исполнить договор, т.е. подготовить товар к поставке, доставить его
покупателю, произвести расчет за поставленный товар.

Совокупность этих действий составляет содержание внешнеторговой операции. Таким образом, под внешнеторговой операцией следует пони­мать комплекс действий контрагентов разных стран, направленных на со­вершение торгового обмена.

Такие действия носят коммерческий характер, поэтому операции об­мена становятся коммерческими. По своей сути они являются управленче­ской деятельностью. Смысл управления обменом, т.е. осуществления опе­раций обмена, заключается в том, чтобы организовывать, направлять, ре­гулировать различные виды деятельности контрагентов, осуществляющих обмен материальными ценностями и услугами.

^ Субъектами внешнеторговых операций являются предприятия, фир­мы, организации, получившие от государства право выхода на внешний рынок.

Объектами внешнеторговых операций выступают материальные про­цессы, проявляющие себя в процессе обмена товарами, услугами, резуль­татами производственного и научно-технического сотрудничества. Эти объекты определяют виды внешнеторговых операций на мировом рынке. Внешнеторговые операции подразделяются на основные и вспомога­тельные.

К основным относятся операции, которые осуществляются на воз­мездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран). Это операции:

по обмену товарами в материально-вещественной форме (экспорт­но-импортные операции);

по обмену научно-техническими знаниями в форме торговли патен­тами, лицензиями, «ноу-хау»;

по обмену техническими услугами в форме консультативного и строительного инжиниринга;

арендные, включая лизинговые;

по предоставлению консультационных услуг в области информа­ции и совершенствования управления;

по международному туризму;

по обмену кинофильмами, телепрограммами и др.

К вспомогательным внешнеторговым относятся операции:

по международным перевозкам;

транспортно-экспедиторские;

по страхованию грузов;

но хранению грузов при международных перевозках;

операции по международным расчетам и др.

Вспомогательные операции получили название операций товародви­жения, поскольку связаны с продвижением товара к потребителю.

Основными операциями купли-продажи товаров являются экспорт­ные, импортные, реэкспортные и реимпортные.

^ Экспортные операции предполагают продажу и вывоз товаров за гра­ницу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Импортные операции - закупка и ввоз иностранных товаров для по­следующей их реализации на внутреннем рынке своей страны или потреб­ления предприятием-импортером.

^ Реэкспортные операции связаны с продажей и вывозом из страны ра­нее ввезенного в нее товара без какой-либо переработки.

Реимпортные операции представляют собой несостоявшиеся экс­портные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных товаров, не подвер­гавшихся там переработке. Это могут быть товары, не проданные на аук­ционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные потре­бителем и др.

Осуществление внешнеторговой операции требует применения опре­деленной правовой формы и использования конкретных способов (мето­дов) ее осуществления. Правовой формой, опосредующей внешнеторго­вые операции, и являетсявнешнеторговая сделка.Обязательное условие сделки - заключение ее с иностранным партнером, т.е. контрагентом.

Следовательно, под внешнеторговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг.

В практике мировой торговли наблюдается большое многообразие внешнеторговых сделок. ^ Основные факторы, определяющие вид сделки :


  1. предмет сделки (товар, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и др.);

  2. особенности предмета сделки (сырьевые товары, готовая про­дукция, машиностроительная продукция и т.д.);

  3. организационные формы торговли на мировом рынке (аукци­онная, биржевые торги, посредничество и т.п.);

  4. каналы сбыта и характер взаимоотношений ме­жду контрагентами. В данном случае сделки могут заключаться напрямую между экспортером и импортером или через посредников.


Не всякая внешнеторговая сделка является международной. Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории одного государства. Вместе с тем договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории разных государств.

Такое содержание договора содержится в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 года).

Все многообразие сделок в международной торговле в зависимости от их предмета (объекта) подразделяется на следующие виды:

- купли-продажи товаров;

- купли-продажи услуг;

- купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.

Внешнеторговые сделки оформляются в виде:


  1. документа, подписанного обеими сторонами (обычного договора);

  2. твердой оферты продавца, акцентированной покупателем. В этом случае продавец посылает покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами - оферта и акцепт;

  3. заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщи­ку) и подтвержденного последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами - заказом покупателя и подтверждением поставщика.


Наиболее распространенным способом оформления сделки является первый, в виде договора.

Реализация типовой внешнеторговой сделки проходит ряд этапов. В свою очередь, этапы состоят из последовательных стадий ее подготовки. Ка­ждая из стадий имеет конкретное целевое назначение и оформляется соответ­ствующими сопроводительными документами. Все вместе они представ­ляют собой единый технологический процесс создания и реализации продук­ции, включая первоначальные фазы, о которых говорилось выше (маркетин­говые исследования, выбор продукции, определение стратегии).

Рассмотрим четыре основных этапа оформления типовой внешнетор­говой сделки купли-продажи.

Первый этап. Установление делового контакта с зарубежным парт­нером. Этот этап состоит из следующих стадий:


  1. запрос покупателем сведений о товаре или вызов на торги продавца и

  2. получение ответа; ответ покупателя на размещение заказа;

  3. проверка продавцом платежеспособности покупателя и подтвер­ждение ее.


Реализация данной части сделки требует оформления и подтвержде­ния такими основными документами, как запросы, инициативные письма, ответы на запросы, оферта твердая и свободная, справки, банковская или коммерческая отсылка и т.д.

Оформление запросов и предложений на данном этапе обеспечивает­ся с помощью инициативных писем-предложений или писем о продаже. Оферта является одним из таких документов. Под офертой понимается письменное предложение продавца покупателю о продаже товаров на оп­ределенных им условиях.

Если инициатива в поиске товара исходит от покупателя в процессе переговоров, его обращение к продавцу с просьбой прислать оферту назы­вается запросом.

Второй этап. Оформление заказа покупателем. Стадии данного этапа:


  1. письменное указание покупателя о поставке товаров или предо­ставлении услуг;

  2. установление графика поставки;

  3. определение минимальной цены;

  4. принятие заказа.


Оформление сделки на втором этапе сопровождается следующими документами: заказ, акцепт предложения покупателя, проект контракта, акцепт твердой оферты продавца, встречная оферта, график поставки, за­купочный ордер, индент.

Третий этап. Обеспечение поставки и расчетов. Стадии данного этапа:


  1. определение контрактной цены;

  2. определение базисных условий поставки;

  3. согласование условий расчета и способы платежа покупателем.


Документы, необходимые для оформления данной части сделки: кон­сульский счет, счет-фактура, фирменные каталоги, прейскуранты, бирже­вые котировки, конкурентный лист, Инкотермс-2000, аккредитивное письмо, инкассовое поручение, тратты, чеки и др.

Определение контрактной цены товара осуществляется на основе до­кументов. А в договоре обязательно делается ссылка на документы, кото­рые используются в этих целях (консульский счет, счет проформа, серти­фикат происхождения товара и др.).

Консульский счет — это поручительство, в котором подтверждается происхождение товара. Он выписывается в стране экспортера консулом страны импортера после уплаты консульского сбора.

Относительно определения конкретной цены экспортного товара в сделке предполагается, что импортер должен знать все составные элемен­ты, которые закладываются в цену экспортером: фактическую стоимость товара (цена товара в месте его нахождения в момент продажи) или базо­вую цену с учетом стоимости упаковки, транспортировки, расходов по страхованию, таможенных пошлин. Эти расходы являются типичными и обусловливаются торговыми обычаями международной коммерческой практики.

Четвертый этап. Исполнение заказа продавцом. Его стадии:


  1. подготовка товара к отгрузке (упаковка товара в соответствии с правилами, нормами и стандартами);

  2. поставка и транспортировка;

  3. страхование груза - оформление страхового полиса;

  4. таможенная очистка- заполнение таможенной декларации;

  5. выставление платежного счета.


Оформление сделки на данном этапе сопровождается выпиской това­росопроводительных и расчетных документов, таких как: счет-проформа, счет-спецификация, упаковочный лист, сертификаты (продукции, качест­ва, о происхождении товара), извещение о готовности к отгрузке, инвойс, погрузочный ордер, извещение о поставке, транспортная накладная, коно­самент, извещение об отгрузке, транзитный сертификат, страховой полис, таможенная декларация, выписка из счета и др.

Отметим суть некоторых из названных документов.

Инвойс (коммерческий счет) представляет пакет документов, служа­щих основанием для расчетных операций. В его состав входит счет-фактура, с подробным перечнем отправленных покупателю товаров и полной информацией о количестве, качестве и цене товара, о нумерации и маркировке грузовых мест, о способе доставки товара покупателю. Кроме того, в инвойсе перечисляются все дополнительные издержки, а также проставляется номер контракта, указывается величина скидки и способ ее предоставления, номер заказа и накладной, дата отгрузки, условия и фор­ма платежа. Извещение о готовности товара высылается покупателю. Со­ставляется накладная, которая сопровождает груз. Транспортировка груза дополняется погрузочным ордером. На данном этапе осуществляется про­цедура счета, т.е. выписка документов, необходимых для выставления счета покупателю.

Контрольные вопросы

1. В чем суть внешнеторговой операции?

2.Раскройте содержание внешнеторговой сделки.

3.Какие основные этапы оформления внешнеторговой сделки?

4.Какие коммерческие документы сопровождают оформление внеш­неторговой сделки на каждом из ее этапов?

5.Дайте характеристику основных внешнеторговых документов.

6.Назовите этапы оформления сделки.

^ Ключевые понятия и термины: внешнеторговая операция, основные и допол­нительные внешнеторговые операции, экспортные операции, импортные операции, реэкспортные и реимпортные операции, внешнеторговая сдел­ка, способы оформления внешнеторговой сделки, типовая внешнеторговая сделка купли-продажи, оферта твердая, оферта свободная.

Тема 3. Внешнеторговый контракт купли – продажи

План


  1. Типовые формы контрактов во внешнеэкономической деятельности.

  2. Правовые аспектывнешнеторговых контрактов.


3. Структура и содержание внешнеэкономических контрактов.