Этапы оформления типовой внешнеторговой сделки купли-продажи
Содержание понятий «внешнеторговая операция» и «внешнеторговая сделка», их виды
Обмен между производителями разных стран осуществляется через внешнеторговые операции. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо провести определенные взаимосвязанные действия:
найти покупателя;
заключить с ним сделку, в которой оговорить все условия (товар, его количество и качество, цену, срок поставки и т.п.);
исполнить договор, т.е. подготовить товар к поставке, доставить его
покупателю, произвести расчет за поставленный товар.
Совокупность этих действий составляет содержание внешнеторговой операции. Таким образом, под внешнеторговой операцией следует понимать комплекс действий контрагентов разных стран, направленных на совершение торгового обмена.
Такие действия носят коммерческий характер, поэтому операции обмена становятся коммерческими. По своей сути они являются управленческой деятельностью. Смысл управления обменом, т.е. осуществления операций обмена, заключается в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать различные виды деятельности контрагентов, осуществляющих обмен материальными ценностями и услугами.
^ Субъектами внешнеторговых операций являются предприятия, фирмы, организации, получившие от государства право выхода на внешний рынок.
Объектами внешнеторговых операций выступают материальные процессы, проявляющие себя в процессе обмена товарами, услугами, результатами производственного и научно-технического сотрудничества. Эти объекты определяют виды внешнеторговых операций на мировом рынке. Внешнеторговые операции подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным относятся операции, которые осуществляются на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран). Это операции:
по обмену товарами в материально-вещественной форме (экспортно-импортные операции);
по обмену научно-техническими знаниями в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»;
по обмену техническими услугами в форме консультативного и строительного инжиниринга;
арендные, включая лизинговые;
по предоставлению консультационных услуг в области информации и совершенствования управления;
по международному туризму;
по обмену кинофильмами, телепрограммами и др.
К вспомогательным внешнеторговым относятся операции:
по международным перевозкам;
транспортно-экспедиторские;
по страхованию грузов;
но хранению грузов при международных перевозках;
операции по международным расчетам и др.
Вспомогательные операции получили название операций товародвижения, поскольку связаны с продвижением товара к потребителю.
Основными операциями купли-продажи товаров являются экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные.
^ Экспортные операции предполагают продажу и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
Импортные операции - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны или потребления предприятием-импортером.
^ Реэкспортные операции связаны с продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без какой-либо переработки.
Реимпортные операции представляют собой несостоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных товаров, не подвергавшихся там переработке. Это могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные потребителем и др.
Осуществление внешнеторговой операции требует применения определенной правовой формы и использования конкретных способов (методов) ее осуществления. Правовой формой, опосредующей внешнеторговые операции, и являетсявнешнеторговая сделка.Обязательное условие сделки - заключение ее с иностранным партнером, т.е. контрагентом.
Следовательно, под внешнеторговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг.
В практике мировой торговли наблюдается большое многообразие внешнеторговых сделок. ^ Основные факторы, определяющие вид сделки :
предмет сделки (товар, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и др.);
особенности предмета сделки (сырьевые товары, готовая продукция, машиностроительная продукция и т.д.);
организационные формы торговли на мировом рынке (аукционная, биржевые торги, посредничество и т.п.);
каналы сбыта и характер взаимоотношений между контрагентами. В данном случае сделки могут заключаться напрямую между экспортером и импортером или через посредников.
Не всякая внешнеторговая сделка является международной. Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории одного государства. Вместе с тем договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории разных государств.
Такое содержание договора содержится в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 года).
Все многообразие сделок в международной торговле в зависимости от их предмета (объекта) подразделяется на следующие виды:
- купли-продажи товаров;
- купли-продажи услуг;
- купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.
Внешнеторговые сделки оформляются в виде:
документа, подписанного обеими сторонами (обычного договора);
твердой оферты продавца, акцентированной покупателем. В этом случае продавец посылает покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами - оферта и акцепт;
заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщику) и подтвержденного последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами - заказом покупателя и подтверждением поставщика.
Наиболее распространенным способом оформления сделки является первый, в виде договора.
Реализация типовой внешнеторговой сделки проходит ряд этапов. В свою очередь, этапы состоят из последовательных стадий ее подготовки. Каждая из стадий имеет конкретное целевое назначение и оформляется соответствующими сопроводительными документами. Все вместе они представляют собой единый технологический процесс создания и реализации продукции, включая первоначальные фазы, о которых говорилось выше (маркетинговые исследования, выбор продукции, определение стратегии).
Рассмотрим четыре основных этапа оформления типовой внешнеторговой сделки купли-продажи.
Первый этап. Установление делового контакта с зарубежным партнером. Этот этап состоит из следующих стадий:
запрос покупателем сведений о товаре или вызов на торги продавца и
получение ответа; ответ покупателя на размещение заказа;
проверка продавцом платежеспособности покупателя и подтверждение ее.
Реализация данной части сделки требует оформления и подтверждения такими основными документами, как запросы, инициативные письма, ответы на запросы, оферта твердая и свободная, справки, банковская или коммерческая отсылка и т.д.
Оформление запросов и предложений на данном этапе обеспечивается с помощью инициативных писем-предложений или писем о продаже. Оферта является одним из таких документов. Под офертой понимается письменное предложение продавца покупателю о продаже товаров на определенных им условиях.
Если инициатива в поиске товара исходит от покупателя в процессе переговоров, его обращение к продавцу с просьбой прислать оферту называется запросом.
Второй этап. Оформление заказа покупателем. Стадии данного этапа:
письменное указание покупателя о поставке товаров или предоставлении услуг;
установление графика поставки;
определение минимальной цены;
принятие заказа.
Оформление сделки на втором этапе сопровождается следующими документами: заказ, акцепт предложения покупателя, проект контракта, акцепт твердой оферты продавца, встречная оферта, график поставки, закупочный ордер, индент.
Третий этап. Обеспечение поставки и расчетов. Стадии данного этапа:
определение контрактной цены;
определение базисных условий поставки;
согласование условий расчета и способы платежа покупателем.
Документы, необходимые для оформления данной части сделки: консульский счет, счет-фактура, фирменные каталоги, прейскуранты, биржевые котировки, конкурентный лист, Инкотермс-2000, аккредитивное письмо, инкассовое поручение, тратты, чеки и др.
Определение контрактной цены товара осуществляется на основе документов. А в договоре обязательно делается ссылка на документы, которые используются в этих целях (консульский счет, счет проформа, сертификат происхождения товара и др.).
Консульский счет — это поручительство, в котором подтверждается происхождение товара. Он выписывается в стране экспортера консулом страны импортера после уплаты консульского сбора.
Относительно определения конкретной цены экспортного товара в сделке предполагается, что импортер должен знать все составные элементы, которые закладываются в цену экспортером: фактическую стоимость товара (цена товара в месте его нахождения в момент продажи) или базовую цену с учетом стоимости упаковки, транспортировки, расходов по страхованию, таможенных пошлин. Эти расходы являются типичными и обусловливаются торговыми обычаями международной коммерческой практики.
Четвертый этап. Исполнение заказа продавцом. Его стадии:
подготовка товара к отгрузке (упаковка товара в соответствии с правилами, нормами и стандартами);
поставка и транспортировка;
страхование груза - оформление страхового полиса;
таможенная очистка- заполнение таможенной декларации;
выставление платежного счета.
Оформление сделки на данном этапе сопровождается выпиской товаросопроводительных и расчетных документов, таких как: счет-проформа, счет-спецификация, упаковочный лист, сертификаты (продукции, качества, о происхождении товара), извещение о готовности к отгрузке, инвойс, погрузочный ордер, извещение о поставке, транспортная накладная, коносамент, извещение об отгрузке, транзитный сертификат, страховой полис, таможенная декларация, выписка из счета и др.
Отметим суть некоторых из названных документов.
Инвойс (коммерческий счет) представляет пакет документов, служащих основанием для расчетных операций. В его состав входит счет-фактура, с подробным перечнем отправленных покупателю товаров и полной информацией о количестве, качестве и цене товара, о нумерации и маркировке грузовых мест, о способе доставки товара покупателю. Кроме того, в инвойсе перечисляются все дополнительные издержки, а также проставляется номер контракта, указывается величина скидки и способ ее предоставления, номер заказа и накладной, дата отгрузки, условия и форма платежа. Извещение о готовности товара высылается покупателю. Составляется накладная, которая сопровождает груз. Транспортировка груза дополняется погрузочным ордером. На данном этапе осуществляется процедура счета, т.е. выписка документов, необходимых для выставления счета покупателю.
Контрольные вопросы
1. В чем суть внешнеторговой операции?
2.Раскройте содержание внешнеторговой сделки.
3.Какие основные этапы оформления внешнеторговой сделки?
4.Какие коммерческие документы сопровождают оформление внешнеторговой сделки на каждом из ее этапов?
5.Дайте характеристику основных внешнеторговых документов.
6.Назовите этапы оформления сделки.
^ Ключевые понятия и термины: внешнеторговая операция, основные и дополнительные внешнеторговые операции, экспортные операции, импортные операции, реэкспортные и реимпортные операции, внешнеторговая сделка, способы оформления внешнеторговой сделки, типовая внешнеторговая сделка купли-продажи, оферта твердая, оферта свободная.
Тема 3. Внешнеторговый контракт купли – продажи
План
Типовые формы контрактов во внешнеэкономической деятельности.
Правовые аспектывнешнеторговых контрактов.
3. Структура и содержание внешнеэкономических контрактов.