Виды отклонений для проведения оперативного анализа

Анализ бюджетов как база принятия управленческих решений

При выполнении задач бюджетного контроля неизбежным становится использование приемов анализа, например: план-факт анализ, расчленение по факторам, оценка влияния структурных сдвигов на результат и др. Таким образом, экономический анализ бюджетов представляет собой естественное, целенаправленное завершение и обобщение бюджетной информации. В зависимости от видов бюджетного контроля можно выделить три вида бюджетного анализа: перспективный, оперативный и ретроспективный.

Перспективный бюджетный анализ рассматривает экономические процессы, происходящие во внешней и внутренней среде фирмы, с позиции динамики их развития. Анализу в этом случае подвергаются формируемые бюджетные показатели, которые могут быть составлены на основе:

1. пессимистического варианта развития событий;

2. оптимистического варианта развития событий;

3. прошлого периода;

4. усредненных показателей и др.

Основная цель перспективного анализа – интерпретация информации о возможных способах достижения обозначенной стратегии и тактики предприятия, при этом должна быть дана оценка реалистичности выполнения бюджетных показателей.

Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно в ходе исполнения бюджетов. Цель данного анализа – интерпретация выявленных отклонений. Можно выделить следующие этапы оперативного анализа:

1. выявление бюджетных отклонений;

2. выявление причин, обусловивших отклонения;

3. систематизация позитивных и негативных причин отклонений.

Существует следующая классификация отклонений, которая может быть использована в процессе оперативного анализа (см. табл. 1.).

 

Таблица 1.

Классификационный признак Виды отклонений
1. По влиянию на результат Благоприятные и неблагоприятные
2. По структуре Простые (одна причина возникновения) и комплексные
3. По характеру Случайные, периодические, систематические
4. По возможности устранения Устранимые и неустранимые
5. По связи с деятельностью подразделения (филиала) Контролируемые и неконтролируемые
6. По целесообразности устранения Оперативные и неоперативные
7. По степени достоверности Подтвержденные и предположительные
8. По степени определения виновного лица Персонифицированные и обезличенные
9. По степени детализации Общие и аналитические (факторные)
10. По важности для управления Несущественные (допустимые) и существенные

 

Исследование отклонений – это затратный процесс и по времени и по ресурсам, а потому при проведении анализа необходимо руководствоваться принципом исключения, в соответствии с которым исследуются отклонения, «выходящие» за диапазон допустимых значений. Базовыми для анализа бюджетов являются следующие виды отклонений: существенные и несущественные, благоприятные и неблагоприятные, контролируемые и неконтролируемые.

Первоначально все выявленные отклонения проверяются на «превышение порога существенности», который в отечественной практике бюджетирования чаще всего устанавливается на уровне 5%. Несущественные отклонения не рассматриваются до тех пор, пока не приобретут повторяющегося характера или не повлекут потенциальных осложнений в работе. Далее все существенные отклонения группируются на благоприятные и неблагоприятные. В случае выявления существенного благоприятного отклонения данная положительная тенденция закладывается в строки будущих бюджетов. Существенные неблагоприятные отклонения проверяются на принадлежность к контролируемым факторам. Если устранение неблагоприятного отклонения входит в компетенцию менеджеров подразделения (филиала) – проводится необходимая коррекция.

Ретроспективный анализ исполнения бюджетов проводится на основе итоговых результатов деятельности филиала за бюджетный период. Целью ретроспективного анализа является: оценка напряженности и обоснованности бюджетных показателей, а также установление окончательных причин отклонений по итогам бюджетного периода. При этом дается оценка деятельности менеджеров подразделения, ответственных за достижение конкретных бюджетных показателей.

Для анализа напряженности и обоснованности бюджетных показателей чаще всего используются коэффициенты темпов роста по отношению к предыдущему бюджетному периоду. Для этих же целей можно использовать методы линейного программирования, а также специальные методики, базирующиеся на теории статистических распределений.

Традиционной задачей ретроспективного анализа является выявление факторов бюджетных отклонений и количественная оценка их влияния. Для этого финансовые аналитики используют методы детерминированного и стохастического факторного моделирования.