Конституционное право как наука и учебная дисциплина

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях регулирования и охраны конституционно-правовых отношений, которые обеспечиваются при необходимости принудительной силой государства.

Следует отметить, что Европейский союз представляет собой некое абсолютно новое и уникальное по своей природе явление. До настоящего момента во всей истории человечества не существует второго примера подобного синхронизированного и подчиненного неким общим законам и целям союза государств, из которых ни одно не претендует на роль абсолютного и неоспоримого лидера. Подобное объединение не стало результатом случайного стечения обстоятельств.

С момента основания и по сей день Европейский Союз функционирует на базе нескольких соглашений между государствами-членами (Маастрихтский договор 1991 г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццкий договор 2000), заключение и изменение которых ранее происходило в рамках стандартных международно-правовых процедур (межправительственная конференция, подписание и затем ратификация текста всеми странами-участницами).

В результате после ряда частичных реформ (поправки Амстердамского 1997 г. и Ниццкого 2001 г. договоров) государства-члены Союза пришли к выводу о необходимости коренным образом реформировать правовые устои данной организации. К подобному шагу подталкивает произошедшее 1 мая 2004 года расширение Европейского Союза, которое потребывало внесения серьезных корректив в сложившиеся интеграционные механизмы.

Была поставлена двоякая задача: либо разработать проект будущего учредительного документа Союза (своеобразный “план-максимум”), либо – в случае невозможности достичь компромисса – представить различные варианты действий, которые подлежат обсуждению в ходе межправительственной конференции.

Указанный документ был подписан 29 октября 2004 года. Главы государств-членов Евросоюза подписали в Риме договор о Конституции ЕС. Конституция вступит в силу в 2007 году. Это – самая внушительная по объему конституция в мире, основанная на двух документах ЕС: Римском договоре (образовано Европейское Экономическое Сообщество, 1957 г.) и Маастрихтском договоре. Работа по созданию “Договора, учреждающего Конституцию для Европы” началась после создания Европейским Советом в декабре 2001 года "Конвента будущего Европы" во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д'Эстеном. Первое, что обращает на себя внимание – официальное наименование Конституционного договора: “Договор, учреждающий Конституцию для Европы”.

Как видно, оно носит двойственный характер (Договор – Конституция), в чем проявляется сложная природа организации Европейский Союз: с одной стороны – объединение государств, с другой – союз народов Европы, обладающий собственным гражданством и многими другими атрибутами государственности.

Конвент приступил к работе в январе 2002 года. Через полтора года предварительный вариант конституции был опубликован и обсуждался на двух встречах Европейского Совета, в сентябре и декабре 2003 года. Однако первоначальный вариант проекта был отклонен из-за возражений Испании и Польши, которые не согласились с предлагаемым голосованием по принципу "квалифицированного большинства". На саммите Евросоюза в июне 2004 г. окончательный текст конституции был одобрен всеми странами. После подписания главами государств-членов ЕС Конституция должна быть ратифицировна парламентами всех двадцати пяти стран, входящих в Евросоюз.

Конституция ЕС состоит из 265 страниц, 448 статей, разделенных на четыре раздела: институты ЕС, компетенция институтов ЕС и ее осуществление, политика ЕС в различных областях, порядок пересмотра Основного закона.

Конституция меняет структуру и функции институтов Евросоюза. В Совете ЕС появится должность президента. На сегодняшний день пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передается от одной страны ЕС другой, президент же будет назначаться Советом сроком на два с половиной года, при этом его полномочия будут весьма ограничены.

В Евросоюзе также появится министр иностранных дел, который будет представлять единую европейскую внешнюю политику. Однако страны-члены ЕС по-прежнему смогут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Евросоюза сможет говорить от его имени только в том случае, если будет достигнут консенсус. Но говорить о проблеме, выражая общую точку зрения стран-участниц ЕС, где нет единого мнения и существуют разногласия, министр не сможет.

Конституция наделяет дополнительными полномочиями Европарламент, который будет не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных органов всех участниц Евросоюза. Пока решения достигаются с согласия всех стран, что является крайне обременительным, т.к. большое количество участниц и, предполагаемое его увеличение, создают трудности в принятии законопроекта. Поэтому в Конституции обозначен принцип «двойного большинства»: для принятия правового акта необходимо чтоб за него проголосовало 55% стран, где проживают не менее 65% населения ЕС. Отдельные государства не будут иметь права вето. При этом любая страна-участница Евросоюза, не согласная с принятым мнением большинства, имеет право изменить его при условии, что ее поддержат как минимум три других государства.

Число членов Еврокомиссии, на сегодняшний день 25 (по одному представителю от каждой участницы ЕС), будет сокращено до 18. Количество депутатов в Европарламенте не превысит 750 человек.

Еврокомиссия разрабатывая законопроект, будет направлять его в Европарламент, после одобрения которого простым большинством голосов он поступит в Европейский Совет, для утверждения его квалифицированным большинством.

А вот для пересмотра Конституции потребуется единогласное решением всех государств-членов. Этот же принцип будет использоваться при решении вопросов, связанных с обороной Европейского Союза.

В соответствии с национальным законодательством Бельгии, Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии, Франции и Чехии вопрос о принятии Конституции ЕС будет отдан на референдум. В Австрии, Венгрии, Греции, Италии, Италии, Кипре, Латвии, Литве, Мальте, Словакии, Словении, Финляндии, Швеции и Эстонии ратификация пройдет через национальный парламент. С Германией вопрос сложный. В соответствии с конституцией Германии, референдумы в стране запрещены как наследие нацистского прошлого. Хотя, учитывая лояльность и мобильность данного государства, согласие идти на уступки, по отношению к странам ЕС, ситуация может измениться.

• народовластие;

• разделение властей;

• равноправие и гарантированность, неотчуждаемость основных прав и свобод;

• разнообразие форм собственности.

Эти принципы имеют приоритетное основополагающее значение для всех других конституционно-правовых норм и институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность близких по характеру и предмету правового регулирования норм. К конституционно-правовым институтам относятся:

• основы правового статуса личности;

• основы государственного и общественного строя;

• формы правления и государственного устройства;

• избирательное право и избирательные системы;

• организация государственной власти;

• основы местного самоуправления и местного управления.

Эти институты подразделяются на подинституты.

Например, институт организации государственной власти подразделяется на такие подинституты, как парламентаризм, глава государства, исполнительная власть, судебная власть, конституционный контроль.

Институт основ правового статуса личности подразделяется на подинституты: принципы правового статуса личности; гражданство; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; гарантии прав и свобод.

Нормы конституционного права, как и нормы других отраслей права, имеют свою внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию. Однако во многих конституционно-правовых нормах отсутствует такой структурный элемент, как санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

• функциональной направленности — регулятивные и охранительные или запретительные;

• способу регулирования — управомочивающие, обязывающие, отсылочные;

• характеру регулирования общественных отношений — общее и конкретное регулирование;

• материальные и процессуальные;

• действию во времени и пространстве — постоянные и исключительные;

• действующие на всей территории страны или части территории.

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

1. Конституционное право как наука — это часть правоведения, представляющая собой систему знаний о конституционно-правовых принципах, нормах и институтах, а также об отношениях, породивших их и регулируемых ими, о практике реализации конституционно-правовых норм и институтов, истории и закономерностях их развития, о различных конституционно-правовых взглядах и теориях.