Тема №1 Бухгалтерский учет как информационная система

 

Вопросы:

1. Бухгалтерский учет в системе управления

2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета

3. Пользователи бухгалтерской информации.

 

1. 1 Существование и развитие общества невозможно без материального производства, так как только в производстве создается имущество, необходимое для осуществления деятельности организаций и удовлет­ворения потребностей членов общества. Полученная в результате про­изводства продукция распределяется, происходит ее обмен и потреб­ление.

Чтобы собрать сведения о хозяйственных процессах, необходимо наблюдение за совершаемыми операциями, фактами и происходящи­ми явлениями, из которых складывается хозяйственная деятельность. Полученные сведения требуют измерения, регистрации, группи­ровки и обобщения отдельных явлений и фактов хозяйственной дея­тельности. То есть для отражения хозяйственных процессов и их результатов требуется учет.

Отражая процессы производства и обращения, учет не толь­ко дает количественную характеристику хозяйственных процессов, но и раскрывает качественную сторону учитываемых явлений. Единая система хозяйственного учета объединяет три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский. [5, c.143]

Оперативный учет служит для повседневного контроля за деятельностью предприятия, является системой регистрации отдельных фактов определенных хозяйственных операций, непосредственно на месте в момент их совершения в целях получения система­тической информации о ходе производства (учет явок и неявок на работу, учет автотранспорта, его ездок). Основное требование оперативного учета - быстрота получения сведений.

Учет ведут бухгалтеры, мастера, диспетчеры, контролеры и другие работники.

Статистический учет изучает явления, которые носят обобщающе-массовый характер в различных областях экономики, количественную сторону массовых обществен­ных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика использует данные и оперативного, и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет - система документального непрерывного наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия и контроля над ней.

Правильный и своевременный учет неразрывно связан с управле­нием хозяйственной деятельностью отдельных организаций и всем народным хозяйством.

Согласно мнению Американского института присяжных бухгалтеров функция бухгалтерского учета – обеспечение количественной информации, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах для принятия управленческих решений. Информация, полученная в системе бухгалтерского учета, дает возмож­ность принимать обоснованные управленческие решения в целях успешной работы хозяйствующего субъекта.

Для удовлетворения раз­нообразных информационных потребностей обычно создают управлен­ческую информационную систему. Бухгалтерский учет - это центр управленческой информационной системы. Он дает управленческому персоналу, а также внешним пользователям полную картину хозяй­ственной жизни организации.

Учетные данные обеспечивают инфор­мационную базу для реализации трех функций: планирования, конт­роля, оценки.

Согласно Закона РК «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгал­терский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регист­рации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политики организации. Бухгал­терский учет охватывает хозяйственную деятельность организации не в какой-то части, а в полном объеме и отражает все без исключения хозяйственные операции и их результаты именно в денежной оценке. Бухгалтерский учет должен быть непрерывным, т.е. хозяйственные опе­рации регистрируются в той последовательности, в которой совершаются. Выборочное отражение в бухгалтерском учете не практикуется. Важней­шей особенностью бухгалтерского учета является строгая документаль­ность, что придает бухгалтерским данным особую доказательную силу. Это повышает их роль в контроле за сохранностью имущества организа­ции, позволяет своевременно выявлять, устранять и предупреждать непро­изводительное расходование средств. В бухгалтерском учете использу­ются специфические методы, способы и приемы: двойная запись, система счетов, инвентаризация и др. Показатели бухгалтерского учета, характери­зующие финансово-хозяйственную деятельность организации, исполь­зуются для управления, экономического анализа, планирования, аудита.

1.2 В Республике Казахстан правовые основы бухгалтерского учета определяются законом РК «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности», принятый 28 февраля 2007 года (19.07.2010). Этим Законом устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности на территории РК для всех организаций, а также для филиалов и представительств иностран­ных юридических лиц; определяются сущность бухгалтерского учета (основные понятия, используемые в учете), его объекты и основные задачи. Законом определен порядок организации, ведения и регулиро­вания бухгалтерского учета и порядок представления финансовой (бух­галтерской) отчетности, а также взаимоотношения организаций с внутренними и внешними пользователями бухгалтерской информации. Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в Казахстане осуществляется Правительством РК и Министерством финансов РК.

Основными целями законодательства РК о бухгалтерском учете являются: [1, c.11]

1) обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

2) формирование и представление полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предпринимателей и организаций.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РК состоит из четырех уровней, на каждом из кото­рых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

Первый уровеньсистемы нормативного регулирования составля­ют законодательные акты, указы Президента РК и постановления Правительства РК, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня прежде всего относятся Закон РК «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Гражданский кодекс РК, Трудовой кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Закон РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Закон РК "Об акционерных обществах", Закон РК "О рынке ценных бумаг", Закон РК "Об аудиторской деятельности".

Второй уровеньсистемы нормативного регулирования - это поло­жения по бухгалтерскому учету (НСФО, МСФО и МСБУ). Они подраз­делены на три группы: положения, регламентирующие общие вопросы раскрытия информации; положения, касающиеся активов и обяза­тельств организации; положения, в которых рассматриваются финан­совые результаты деятельности организации. В состав документов второго уровня входят утвержденные Мин­фином РК стандарты.

Третий уровень системы нормативного регулирования представ­лен методическими указаниями по бухгалтерскому учету, инструкция­ми и другими документами, утвержденными Минфином РК, Национальным банком РК и иными субъектами управления.

К документам четвертого уровня системы нормативного регули­рования относятся внутренние документы, разработанные организа­цией: должностные инструкции, положение о премировании, учетная политика и др.

Переход к рыночной экономике расширил возможности выбора при ведении бухгалтерского учета, альтернативных вариантов учета имущества организации и источников его формирования.

Выбранные варианты закрепляются в учетной политике организации.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итого­вого обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Ответственность за формирование учетной политики в организа­ции несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации: учетная политика оформ­ляется приказом или распоряжением руководителя организации. Формирование учетной политики осуществля­ется на основе следующих основных допущений и требований:

  1. Имущественная обособленность организации
  2. Непрерывность деятельности организации
  3. Последовательность применения учетной политики
  4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности
  5. Полнота
  6. Своевременность
  7. Осмотрительность
  8. Приоритет содержания перед формой
  9. Непротиворечивость
  10. Рациональность

Допущения и требования в международной практике квалифици­руются как основополагающие принципы бухгалтерского учета. Утверж­денная учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее изменение возможно в следующих случаях:

1) при изменении законодательства РК или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) при реорганизации (слияние и разделение, присоединение);

3) при смене собственников;

4) при изменении видов деятельности;

5) при разработке организацией новых способов ведения бухгал­терского учета.

Изменение учетной политики должно быть обосновано и оформ­лено соответствующей организационно-распорядительной документа­цией организации (приказ, распоряжение). Все изменения, внесенные в учетную политику, должны быть отражены в пояснительной записке к балансу за отчетный период. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Учетная политика является внутренним документом организации, в котором определяются способы ведения бухгалтерского учета, в частно­сти, способы начисления амортизации основных средств и нематериаль­ных активов, варианты оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, существенно влия­ющие на принятие решений заинтересованными пользователями бухгал­терской отчетности. Кроме того, в составе учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий пере­чень синтетических и аналитических счетов, необходимых для веде­ния бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые фор­мы первичных документов, а также формы документов для внутрен­ней бухгалтерской отчетности;

·порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

·правила документооборота и технология обработки учетной информации;

·порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие положения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

1.3 Информация, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляет интерес для различных групп пользователей, которые подразделяются на две группы. Рис.1.

\

 

Пользователи бухгалтерской информации

 

 


Внутренние пользователи
Внешние пользователи
Имеющие прямой финансовый интерес
Имеющие непрямой финансовый интерес

 

Рис. 1 Пользователи бухгалтерской информации

 

В первую очередь бухгалтерская информация полезна для тех, кто непосредственно участвует в финансовой и хозяй­ственной деятельности организации, управляет ею и несет полную ответственность за успешное достижение поставленных целей. К этим пользователям относится прежде всего администрация организации, усилия которой в конечном счете сводятся к получению прибыли. Другие категории работников хотят иметь информацию о финансовых результатах деятельности организации и распределении прибыли, так как от этого зависит оплата их труда. Топ-менеджерам необходи­мы сведения, полезные для управления. Все они являются внутрен­ними пользователями информации. Другая группа - пользователи, находящиеся вне организации (внешние пользователи). Их можно разделить на пользователей, имеющих прямой финансовый интерес (существующие и потенциальные инвесторы, поставщики, кредит­ные учреждения, существующие и потенциальные кредиторы), и поль­зователей, имеющих косвенный финансовый интерес (государствен­ные органы, в том числе налоговые, органы социального страхования и обеспечения, судебные органы, органы статистики, аудиторские фирмы и профессиональные союзы, специалисты по ценным бума­гам и пр.).

 

 

Тема 2 Концепции и принципы бухгалтерского учета

 

Вопросы:

1. Предмет бухгалтерского учета

2. Метод и задачи бухгалтерского учета

3. Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности

4. Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

 

2.1 Бухгалтерский учет отражает деятельность предприятия. Предметом бухгалтерско­го учета является собственность субъекта, движение хозяйственных средств и их источ­ников в процессе производства. Отдельные составные части называются объектами бух­галтерского учета. К объектам бухгалтерского учета относятся процессы:

  • снабжения (заготовления), где объектами бухгалтерского учета выступают приобретенные предприятием запасы сырья, материалов, топлива и других материальных запасов, а также возникающие при этом расчетные взаимоотношения с поставщиками, транспортными организациями;
  • проuзводства, где объектами бухгалтерского учета становятся средства произ­водства, используемые для изготовления продукции, и затраты с этим связанные. Объекты отражаются в бухгалтерском учете путем начисления заработной платы, амортизации, списания средств труда и определения себестоимости продукции;
  • реалuзации, где учитываются продукты производства, предназначенные для продажи; расходы по реализации (упаковка, сортировка, транспортировка); выручка, по­лученная субъектом за проданные изделия, выполнение работ, оказание услуг.

 

Правильная организация контроля за рациональным использованием имеющихся средств, за их сохранностью обусловливает необходимость классификации (группировки) средств и источников финансирования. Хозяйственные средства предприятия различают по: составу (видам), размещению, источникам образования и целевому назначению.

 

Средства предприятия

1. Краткосрочные активы

1.1 Денежные средства

1.2 Краткосрочные финансовые инвестиции

1.3 Краткосрочная дебиторская задолженность

1.4 Запасы

1.5 Текущие налоговые активы

1.6 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи

1.7 Прочие краткосрочные активы

 

2. Долгосрочные активы

2.1 Долгосрочные финансовые инвестиции

2.2 Долгосрочная дебиторская задолженность

2.3 Инвестиции, учитываемые методом долевого участия

2.4 Инвестиции в недвижимость

2.5 Основные средства

2.6 Биологические активы

2.7 Разведочные и оценочные активы

2.8 Нематериальные активы

2.9 Отложенные налоговые активы

2.10 Прочие долгосрочные активы

В основу группировки хозяйственных средств по источникам образования и целе­вому назначению положен признак закрепления их за данным предприятием.

 

Источники финансирования средств предприятия

1 Краткосрочные обязательства

1.1 Краткосрочные финансовые обязательства

1.2 Обязательства по налогам

1.3 Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам

1.4 Краткосрочная кредиторская задолженность

1.5 Краткосрочные оценочные обязательства

1.6 Прочие краткосрочные обязательства

2 Долгосрочные обязательства

2.1 Долгосрочные финансовые обязательства

2.2 Долгосрочная кредиторская задолженность

2.3 Долгосрочные оценочные обязательства

2.4 Отложенные налоговые обязательства

2.5 Прочие долгосрочные обязательства

 

3. Капитал и резервы

3.1 Уставной капитал

3.2 Неоплаченный капитал

3.3 Эмиссионный доход

3.4 Резервы

3.5 Нераспределенный прибыль (непокрытый убыток)

2.2 Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых производится наблюдение, изучение и исследование учитываемых данных.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

1. Документация- способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснование правильности бухгалтерских записей (это начало учета). Ни одна запись в бухучете не может быть сделана без соответствующего оформления его документом. Документ - это материальный носитель, который содержит в зафиксированном виде информацию о совершившейся хозяйственной операции, оформленной в установленном порядке.

2. Инвентаризация- способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухучета. Целью инвентаризации является уточнение фактического состояния дел в целях последующего контроля за сохранностью средств, обеспечение, реальных учетных показателей.

3. Оценка- способ выражения в денежном измерении имущества предприятия на определенный момент времени. Правильность оценки средств предприятия требует отражения действительной величины затрат живого и овеществленного труда, которые включаются в денежное измерение объектов учета. Неправильная оценка запасов, затрат на производство, неточное исчисление зарплаты и другие расходы, которые включаются в себестоимость продукции, приводят к искажению при выявлении результатов хозяйственной деятельности.

В бухгалтерском учете в основу оценки средств предприятия положена фактическая себестоимость (покупная стоимость со всеми расходами, связанными с доведением объекта до рабочего состояния).

4. Калькуляция- способ исчисления себестоимости единицы продукции, работ и услуг в денежном выражении. Себестоимость продукции складывается из материальных, трудовых затрат, затрат на управление, отчислений социального налога.

5. Счета– экономическая группировка, в которой систематизируется, накаплива­ется текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капиталах. Запись на счетах делают на основании документов - это вторичная регистрация операции. На каж­дый вид хозяйственных средств или источников открываются отдельные счета.

6. Двойная запись- способ регистрации хозяйственных операций на счетах бух­галтерского учета, показывающий взаимную связь объектов учета. Он заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается на двух взаимосвязанных счетах.

7. Баланс- способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, обязательствах и капитале субъекта на определенный момент (дату). Это ос­новная отчетная форма, характеризующая финансовое состояние субъекта. Баланс необ­ходим для сопоставления всех хозяйственных средств с источниками их формирования и осуществления контроля за всей совокупностью объектов учета.

8. Отчетность- система показателей, которая характеризует хозяйственную дея­тельность предприятия за определенный период (месяц, квартал, год). И баланс, и отчетность составляются после соответствующей группировки и обработки счетов.

Основными задачами бухгалтерского учета является:

1) формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации и ее имущественном положении, необходимой внут­ренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и др.;

2) обеспечение данных для контроля за соблюдением законода­тельства РК при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и

движе­нием имущества и обязательств, использованием материальных, тру­довых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норма­ми, нормативами и сметами;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резер­вов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Перечисленные задачи представляют собой взаимосвязанную цепь и вытекают одна из другой.

2.3 Согласно Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» приняты сле­дующие принципы: [1, c. 3]

Начисления. Доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Операции и события отражаются в бухгалтерском учете и включаются в финансо­вую отчетность периодов, к которым относятся. Финансовая отчетность составленная по принципу начисления обеспечивает информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.

Непрерывная деятельность. Предполагается, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение неопределенного периода времени и у него нет намерения или не­обходимости ликвидации в обозримом будущем, или он не собирается существенно со­кращать масштабы своей деятельности.

Основные качественные характеристики финансовой отчетности:

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям.

Уместность. Влияние на экономические решения пользователей, помогая им оце­нить прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

На уместность информации серьезное влияние оказывает ее характер и существен­ность. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей.

Надежность. В информации нет существенных ошибок и искажений и пользователи могут положиться на нее, как на правдиво представленную.

Сопоставимость. Для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, отчетные периоды должны быть сопоставимы. Пользователи должны быть информированы об учетной политике субъекта, всех изменениях в ней и результатах таких изменений.

Правдивое представление. Для обеспечения надежности информация о финансо­вом положении, результатах операций, движении денежных средств должна отражать операции и прочие события правдиво.

Преобладание сущности над формой. Для правдивого представления операций и других событий необходимо, чтобы они учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.

Нейтральность. Для обеспечения надежности информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой.

Осмотрительность. Соблюдение определенной степени предосторожности при формировании суждений для расчетов, требуемых в условиях неопределенности, для того, чтобы активы и доходы не были занижены, а обязательства и расходы преднамеренно за­вышены.

Полнота. В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной.

Своевременность. В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность.

Баланс между выгодами и затратами. Выгоды, извлекаемые из информации должны превышать затраты на ее получение. Оценка выгод и затрат в значительной степени является вопросом профессионального суждения.

Баланс между качественными характеристиками. На практике часто необходимо равновесие или компромисс между качественными характеристиками для выполнение основного предназначения финансовой отчетности. Составители финансовой отчетности определяют относительную важность характеристик в различных случаях с помощью профессионального суждения.

Достоверное и объективное представление. Применение основных качественных характеристик и соответствующих стандартов бухгалтерского учета обычно обеспечивает составление и беспристрастное представление финансовой отчетности, содержащей достоверную и объективную информацию.

 

2.4 Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систе­му условий и элементов учетного процесса, состоящую из первичного учета и документирования совершаемых в организации операций, Пла­на счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, обуслов­ленной используемыми учетными регистрами, формы организации учетно-вычислительных работ, отчетности. [9, c.132]

Эта система основана на правилах, присущих бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет организуют и ведут исходя из особенностей деятельности организации и выбранной учетной политики.

Для рациональной организации бухгалтерского учета необходимо:

·изучать нормативно-правовую базу, регулирующую ведение учета и отчетности;

·анализировать организационные и производственные особен­ности организации с целью правильного выбора объекта и формы уче­та, документооборота, применять наиболее рациональные методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции(работ и услуг) и др.;

·определить характер и объем учетной работы с целью установления штата бухгалтерии и распределения работ между ее сотрудниками;

·установить структуру аппарата бухгалтерии и формы его взаимосвязи с подразделениями организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюде­ние законодательства при выполнении хозяйственных операций воз­ложено на руководителя организации.

В зависимости от объема учет­ных работ руководители организации могут:

·учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

  • ввести в штат бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер организации обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РК и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:

· бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РК ­в тенге;

· имущество, являющееся собственностью организации, учиты­вается обособленно от имущества других юридических лиц, находяще­гося в данной организации;

· бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РК;

· организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответство­вать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

· все хозяйственные операции и результаты инвентаризации под­лежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

· в бухгалтерском учете организации текущие затраты на про­изводство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Наряду с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета, сформулированными в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», установлены требования к документированию хозяйственных операций, их отражению в регистрах бухгалтерского учета, правила оценки имущества и обязательств организации и проведения их инвен­таризации.

 

Тема 3 Принцип двусторонности и балансовое уравнение

 

Вопросы:

1. Финансовая отчетность предприятия

2. Бухгалтерский баланс предприятия

3. Изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций

 

3.1 В процессе деятельности любая организация осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные управленческие решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтер­ском учете.

Виды отчетности

 

Финансовая
Оперативная
Статистическая
Налоговая
Бухгалтерская
1. Индивидуальная 2. Консолидированная
Управленческая

 

 


Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность дан­ных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятель­ности организации за отчетный период, полученных из бухгалтерского и других видов учета, а также средство управления и одновременно метод обобщения и представления информации о деятельности орга­низации.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета. Методологически и организационно отчетность является неотъ­емлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает органиче­ское единство формирующихся в ней показателей, первичной докумен­тации и учетных регистров. Информацию о хозяйственных операциях, совершенных экономическим субъектом за определенный период, обоб­щают в соответствующих учетных регистрах и из них переносят в сгруп­пированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая процедура нужна в первую очередь самой организации и связана с необ­ходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса ее финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями данных о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках организации. Пользовате­лями такой информации являются руководители, учредители, участ­ники и собственники имущества организации.

Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей или организации. Такое определение дано в законе «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтер­скую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Глав­ной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Бух­галтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов Главной книги, а отчет о доходах и расходах - перечень оборотов результат­ных счетов (до их закрытия) этой же Книги. Таким образом, совокуп­ность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерская отчет­ность, формируется из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать хозяйственные обороты, которые не зафиксированы текущими учет­ными записями. Отсюда вытекает органическая связь между бухгал­терским учетом и бухгалтерской отчетностью: формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.

Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций.

На второй стадии - учетные данные классифицируют и сводят воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и Главной книге).

На третьей стадии заполняют отчетные формы и пояснения к бух­галтерскому отчету.

На четвертой стадии проводят анализ деятельности организации как по отчетным, так и по учетным данным. Результаты анализа используют как внутренние, так и внешние пользователи бухгалтерской отчет­ности.

Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в един­стве и взаимосвязи. Это важнейшее требование, предъявляемое к совре­менному бухгалтерскому учету, который представляет собой информационную базу подготовки бухгалтерской отчетности юридического лица (индивидуальной бухгалтерской отчетности) и консолидирован­ную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на базе такой информации должны составляться и другие виды отчетности.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и кон­трольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положе­ние и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильно­сти и точности бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период. Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена: для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйству­ющего субъекта - чистой прибыли (убытка) и ее распределения между собственниками; представления в надзорные органы; выявления при­знаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономи­ческих показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей. Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчет­ности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтере­сованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финан­сового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Кон­солидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внеш­ним пользователям.

Финансовая отчетность состоит из:

· Форма 1 «Бухгалтерский баланс»;

· Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· Форма 3 «Отчет о движении денежных средств»;

· Форма 4 «Отчет об изменениях в капитале»;

· Пояснительной записки.

Годовая отчетность представляется:

· Учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

· Органам государственной статистики РК

· Органам государственного контроля и надзора РК в соответствии с их компетенцией.

 

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управ­ленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управ­ления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержа­ние и порядок ее составления основаны на тех же принципах, что и для индивидуальной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетности. Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении позитивного опыта ее составления, а так­же опыта ее использования в управлении хозяйствующим субъектом.

 

3.2 Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки ресурсов хозяйствующего субъекта по составу и разме­щению, включаемых в актив баланса, и источников их формирования в виде заемного и собственного капитала, отражаемых как пассив (обя­зательства) баланса на отчетную дату. [3, c.42]

Баланс - это форма № 1 бухгалтерской отчетности.

Организации, принявшей решение получить кредит, нужно представить баланс в банк или в другую кредитную организацию.

С балансом знакомят акционе­ров, участников организации и других заинтересованных лиц, чтобы они получили представление о финансовом состоянии этой организа­ции. И наконец, без формы № 1 ни в одной налоговой инспекции не при­мут налоговую отчетность.

Назовем основные функции бухгалтерского баланса:

1) самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица и выполняет эконо­мико-правовую функцию.

Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета – имущественной обособленности хозяйствующего субъекта;

2) бухгалтерский баланс - основной источник информации для обширного круга пользователей, поскольку он знакомит собственни­ков, менеджеров и других лиц, причастных к управлению, с имуще­ственным состоянием организации.

Другими словами, из баланса заин­тересованные пользователи узнают, какой имущественной массой, т.е. собственным капиталом, располагает собственник;

3) баланс информирует о степени предпринимательского риска, т.е. из баланса получают ответ на вопрос о том, сумеет ли организа­ция в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами или ей угрожают финансовые трудности;

4) по бухгалтерскому балансу определяют финансовые результаты работы организации в виде наращения собственного капитала за отчет­ный период, на основании которых судят о способности руководите­лей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денеж­ные ресурсы.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непо­гашенный убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период за минусом причитающихся за счет прибыли уста­новленных в соответствии с законодательством налогов и иных обязательных аналогичных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Следовательно, в бухгал­терском балансе отражается не бухгалтерская прибыль, определяемая как разница между доходами и расходами, а именно оставшаяся нераспре­деленная прибыль (непокрытый убыток) в виде наращенного собствен­ного капитала, которая получила название экономической прибыли.

Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопо­ставляются имущество, права и обязательства (долги). Если имуще­ство равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательства­ми. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество называют активом, долги (обязатель­ства) - пассивом.

В практической деятельности различают несколько видов бухгал­терских балансов по функциональному назначению.

1. Вступительный

2. Промежуточный и годовой

3. Соединительный

4. Разделительный

5. Санируемый

6. Ликвидационный

7. Сводный

8. Консолидированный

9. Отдельный

10. Оборотный

По своему строению бухгалтерский баланс - это два ряда чисел, итоги которых должны быть постоянно равны друг другу. Грамотно построить бухгалтерский баланс - значит полностью охватить хозяй­ственный процесс организации во всем его многообразии, дать надле­жащую группировку хозяйственных явлений, изучить связь между эти­ми явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятель­ность, но и движение средств организации.

Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал. [3, c.65]

Активы – это ресурсы контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.

Обязательство – существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Капитал – доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.

Как видно важнейшим (первым) элементом как балан­са, так и всей бухгалтерской (финансовой отчетности) является актив, который представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта.

В актив бухгалтерского баланса организации включают статьи, в которых показывают определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе 1 «Краткосрочные активы» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы). Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран располагаются по определенной системе. Эти статьи размещаются в балансе по степени ликвидности, т.е. в прямой зависи­мости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

В разделе 2 «Долгосрочные активы»отражаются: нематериальные активы, основные средства (здания, сооружения, машины, оборудова­ние, находящиеся в собственности организации, земельные участки, объекты природопользования); незавершенное строительство, доход­ные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие орга­низации) .

Если актив баланса раскрывает предметный состав имуществен­ной массы организации, то пассив бухгалтерского баланса имеет иное назначение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капи­тала) вложена в хозяйственную деятельность организации, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы.

В рыночной экономике пассив в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обя­зательства) на полученные организацией ресурсы (активы).

Обязательства в учете могут быть дифференцированы по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредит­ные учреждения): Важным моментом при этом является группировка обязательств, которые различаются прежде всего по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками (раздел 5), другие ­обязательства перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.) (раздел 3 и 4). Такое деление обязательств в балансе имеет важное значение при опре­делении срочности их погашения, другими словами, изымаемости источников средств. Обязательства же второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, поэтому периодически изве­стна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.

Обязательства перед собственниками в свою очередь подразделя­ются на два вида. Одни возникают при открытии хозяйства и в силу последующих дополнительных взносов, но взносов извне, ни в какой мере не связанных с внутренними процессами хозяйства. Такие источ­ники называются уставным капиталом. Другие обязательства перед собственниками - те, что превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств вследствие оставления в организа­ции части полученной прибыли. Эта часть обязательств находит отра­жение в таких статьях пассива баланса, как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием «собственный капитал».

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта можно вычислить, используя следующее уравнение:

активы = обязательства + собственный капитал.

Это уравнение называется, в международной системе бухгалтерского учета балансовым уравнением.Обе его части обязательно должны быть равны между собой.

3.3 Бухгалтерский баланс составляется и отражает состояние средств и источников их образования на определенную дату. В процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывное движение средств, изменение их состава, размещения и источников формирования. В процессе деятельности субъекты совершают хозяйственные операции, которые являются частью процессов снабжения, производства и реализации и вызывают те или иные изменения в составе средств и их источников. Они отражаются в балансе в виде увеличения или уменьшения соответствующей статьи, в ряде случаев вызывают появление новых статей баланса или их исчезновение.

Хозяйственные операции по структуре изменения в балансе делятся на 4 типа:

1 типвызывают изменения в составе средств предприятия и затрагивают статьи только актива баланса. Например, с расчетного счета в кассу поступили денежные средства в размере 10 000 тенге для выплаты зарплаты и других расходов.

Дебет счета 1010 «Денежные средства в кассе в тенге»

Кредит счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге»

 

Актив Сумма, тeнre Пассив Сумма, тeнre
Итого на начало периода Итого на начало периода
Касса + 10000    
Расчетный счет -10000    
Итого на конец периода Итого на конец периода

А+ А-; сумма баланса не меняется; А=СК+О.

­2 типвызывает изменения только в составе источников средств. Например, за счет

краткосрочного кредита оплачен счет поставщика на 20 000 тeнre.

Дебет счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

Кредит счета 3010 «Краткосрочный банковский займ»

 

Актив Сумма, тeнre Пассив Сумма, тeнre
Итого на начало периода Итого на начало периода
    Краткосрочный кредит +20000
    Расчеты с поставщиками -20000
Итого на конец периода Итого на конец периода

П+ П-; сумма баланса не меняется; А=СК+О.

3 типвызывает увеличение хозяйственных средств и их источников на равную сумму. Например, получены материалы от поставщика на сумму 25 000 тeнre, расчеты за которые не произведены.

Дебет счета 1310 «Сырье и материалы»

Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

 

Актив Сумма, тeнre Пассив Сумма, тeнre
Итого на начало периода Итого на начало периода
Материалы +25000 Расчеты с поставщиками +25000
Итого на конец периода Итого на конец периода

А+ П+; сумма баланса увеличивается; А=СК+О.

4 типхарактеризует уменьшение средств и их источников на одинаковую сумму. Например, персоналу из кассы выплачена заработная плата 50 000 тенге.

Дебет счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда»

Кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе в тенге»

Актив Сумма, тeнre Пассив Сумма, тeнre
Итого на начало периода Итого на начало периода
Касса -50000 Расчеты с персоналом по оплате -50000
Итого на конец периода Итого на конец периода

А- П-; сумма баланса уменьшается; А=СК+О.

 

 

Тема 4 Двойная запись и бухгалтерские счета

 

Вопросы:

1. Понятие и сущность бухгалтерских счетов

2. Двойная запись и ее контрольное значение

3. Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь

4. Значение и порядок составления оборотных ведомостей

5. Типовой план счетов

 

4.1 Для оперативного руководства предприятием сведений, которые дает бухгалтерский баланс о наличии хозяйственных ресурсов на определенную дату, недостаточно. Для контроля за хозяйственной деятельностью и выполнением плановых заданий необходимо ежедневно знать движение отдельных видов хозяйственных средств, изменение их источников, результаты хозяйственных процессов и т.п. Все эти изменения отражаются на счетах. Счета это способ текущего взаимоувязанного отражения и группировки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов хозяйствующего субъекта, а также операции по качественно однородным признакам. С помощью счетов осуществляют экономическую группировку однородных объектов учета, а также текущий контроль. Записи на счетах ведутся в денежном выражении. На каждом отдельном счете регистрируют первоначальное состояние учитываемого объекта, а затем его изменение (увеличение или уменьшение, вызываемое хозяйственной операцией). Это позволяет в любой момент определить новое состояние экономически однородной группы средств и их источников, процессов и результатов хозяйственной деятельности. Счета связаны с балансом. На каждую статью Актива, собственного капитала или обязательствоткрываются соответствующие счета того же наименования. Счета бухучета делятся на балансовые и операционные. Операционные учитывают отдельные или однородные хозяйственные процессы, связанные с определенными фазами кругооборота средств.

Для отражения изменений (увеличения или уменьшения средств) счет делится на две части.

 

Название счета

Дебет счета Кредит счета

Все счета бухгалтерского учета делятся на активные и счета, учитывающие собственный капитал и обязательства (пассивные). Счета на начало месяца открываются на основании баланса за предыдущий месяц. Открыть счет - это значит записать остаток (сальдо) на начало месяца. В активных счетaх сальдо записывается по дебету, в пассивных - по кредиту.

Те суммы, которые записываются на счетах в течение текущего месяца, называются оборотами. Суммы, которые записываются в дебетовой части называются дебетовыми оборотами, а в кредитовой - кредитовыми. Остаток на конец месяца подсчитывается следующим образом:

1. По активным счетам Ск=Сн(Д-т)+Об(Д-т)-Об(К-т).

2. По пассивным счетам Cк=Cн(K-т)+Об(К-т)-Об(Д-т).

Остаток в активных счетах - дебетовый, в пассивных - кредитовый.

В активных счетах увеличение записывается по дебету, а уменьшение - по кредиту. В пассивных счетах увеличение записывается по кредиту, а уменьшение - по дебету.

На основании конечных остатков по счетам составляется новый бухгалтерский баланс.

4.2 Двойная запись как способ отражения хозяйственных операций применяется для учета всех хозяйственных процессов, происходящих в производстве. Двойная запись представляет собой запись в результате, которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды в Д-те одного счета и в К-те другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. Связь между счетами называется корреспонденцией счетов, а счета, взаимосвязанные хозяйственными операциями, - корреспондирующими. Перед занесением на счета операций составляют счетные формулы - проводки, указывающие, на каких счетах должны быть произведены записи. Указание дебетуемого и кредитуемых счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой, которые составляются только на основании доку­ментов. В зависимости от корреспондирующих счетов различают сложные и простые бух­галтерские проводки. Проводка, которая состоит из одного дебетуемого и одного креди­туемого счета называется простой. Проводка, состоящая из одного дебетуемого и не­скольких кредитуемых, и наоборот, из нескольких дебетуемых и одного кредитуемого счета, называется сложной. Например:

простые проводки:

с расчетного счета поставщику перечислена сумма аванса по поставку товарно-материальных за­пасов: Дебет счета 1610 «Краткосрочные авансы выданные» Кредит счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

сложные пpoвoдкu:

из кассы предприятия выдано:

а) наличными на командировочные расходы

Дебет счета 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников»

б) заработная плата персоналу:

Дебет счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда»

в) итого выдано из кассы:

Кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе»

­

4.3 Для получения информации или показателей, различных по степени детализации и обобщения, в бухучете используется два вида счетов: синтетические (синтез (лат) – соединение, обобщение) и аналитические (анализ (лат) – разложение целого на части). Счета предназначенные для учета экономически однородных групп средств, их источников и хозяйственных процессов называют синтетическими, а учет осуществляемый с помощью этих счетов синтетическим. Аналитические счета предназначены для учета конкретных видов хозяйственных средств, их источников и процессов, учет осуществляемый с помощью данных счетов называют аналитическим. Группы однородных аналитических счетов, создаваемых в пределах одного синтетического счета называется субсчетами. Синтетические счета отражают величину в денежном выражении, аналитические счета детализируют общую сумму синтетического счете и в денежном выражении и в натуральном.

Синтетические счетасодержат обобщенные показатели о хозяйственных средствах и их движении. Они ведутся только в денежном выражении. Аналитические счетадают подробную характеристику соответствующих объектов учета, они конкретизируют общие показатели, содержащиеся на синтетических счетах, и открываются в развитие определенных синтетических счетов. Аналитические счета, отражающие материальные ценности, ведутся не только в денежном, но и в натуральном выражении. Записи на счетах синтетического и аналитического учета делают на основании одних и тех же учетных документов.

Обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть соответственно равны общей сумме оборотов, объединяемых им аналитических счетов.

Например, счет 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» является синтетическим счетом, к нему можно открыть аналитические счета по фамилиям сотрудников например аналитический счет - Иванов и т.д.

Кроме синтетических и аналитических счетов на практике применяются субсчета, т.е. это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами, с их помощью осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета в целях получения обобщенных сведений об отдельных объектах внутри данного синтетического счета.

 

Готовая продукция

 

Молочная продукция Соки

 

 


Молоко Сметана Творог Кефир Апельсиновый Томатный Яблочный

 

 

4.4 Для управления производственно-хозяйственной деятельностью субъекта и про­верки правильности ведения бухгалтерского учета необходимы обобщенные данные по отдельным ви­дам средств, их источникам и процессам. Такие данные получают в конце каждого месяца на счетах, однако в каждом счете содержатся показатели, характеризующие только один объект учета. Общая характеристика всех объектов учета может быть получена путем со­средоточения отдельных показателей в одном месте. Для этого применяются оборотные ведомости, в которых отражаются остатки и итоги оборотов на счетах за месяц. Оборотные ведомости – это способ обобщения информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах по Д-ту и К-ту. В оборотной ведомости записываются все используемые на предприятии счета в порядке отражения плана счетов. Попарное равенство колонок имеет большое контрольное значение. Составим оборотно-сальдовую ведомость на конец месяца.

В январе произошли следующие операции:

1. С расчетного счета в кассу поступили денежные средства 30000 тенге для выплаты заработной платы

2. Из кассы выплачена заработная плата работникам 30000 тенге

3. На расчетный счет поступил краткосрочный кредит банка 40000 тенге

4. На склад оприходованы материалы, поступившие от поставщика на сумму 20000 тенге

 

Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам

№ счета Наименование счета Сальдо на 1.01.07 г. Обороты за январь 2007 г. Сальдо на 1.02.07 г.
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Денежные средства в кассе    
Денежные средства на текущих банковских счетах    
Сырье и материалы      
Краткосрочные банковские займы      
Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам        
Краткосрочная задолженность по оплате труда        
Вклады и паи        
  Итого

 

Итог – сумма оборотов должна совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций. Оборотные ведомости для контроля должны составляться и по аналитическим счетам.

 

Оборотно-сальдовая ведомость по аналитическим счетам

№ счета Наименование счета Сальдо на 1.01.07 г. Обороты за январь 2007 г. Сальдо на 1.02.07 г.
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
АО «Мирас»      
ТОО «Синема»        
  Итого      

 

Попарного равенства колонок не должно быть, но итоги должны быть равны итогам синтетического счета

 

4.5 План счетов представляет собой систематизированный перечень бух­галтерских счетов, определяющий построение всей системы бухучета и являющийся обя­зательным для всех хозяйствующих субъектов. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однород­ности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе произ­водства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью мате­риальных ценностей. План счетов позволяет всесторонне и полно охватить и системати­зировать многообразную хозяйственную деятельность субъекта. Рабочий план счетов представляет собой систему регистрации и группировки операций в бухгалтерском учете и содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Рабочий план счетов организации разрабатывается согласно Инструкции в соответствии со спецификой деятельности организации. Организация открывает синтетические и аналитические счета, исходя их потребностей деятельности организации в соответ­ствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами. Рабочий план счетов утверждается руководителем организации.

Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане сче­тов открываются в порядке уменьшения ликвидности. В рабочий план счетов включаются синтетические счета, необходимые для отражения деятельности организации, в соответствии с Перечнем групп синтетических сче­тов рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов со­держат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принад­лежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, которые расположены в порядке уменьшения ликвидности, третья ­на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая циф­ра - определяется организацией самостоятельно в порядке ликвид­ности расположения синтетических счетов.

 

Типовой план счетов содержит следующие разделы:

1 раздел - «Краткосрочные активы»,

2 раздел - «Долгосрочные активы»,

3 раздел - «Краткосрочные обязательства»,

4 раздел - «Долгосрочные обязательства»,

5 раздел - «Капитал и резервы»,

6 раздел - «Доходы»,

7 раздел - «Расходы»,

8 раздел - «Счета производственного учета».

С 1 по 7 разделы - счета финансового учета, 8 - счета производственного учета, Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов.

Для облегчения работы с Планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование. Аналитические счета в Перечне групп синтетических сче­тов не предусмотрены. Каждый субъект имеет право открывать субсчета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем субъекта в учетной политике.

Счета в зависимости от объекта учета подразделяются:

Постоянные счета – это счета бухучета, на которых учитываются операции и события, связанные с наличием и движением активов, обязательств и собственного капитала. На конец периода они имеют сальдо.

Транзитные счета - это счета бухучета, на которых учитываются операции и события, связанные с учетом доходов, расходов и производственных затрат. Сальдо в конце периода переносится на постоянные счета.

Регулирующие счета – не имеют самостоятельного значения. Их открывают только в дополнении к основным счетам. Они предназначены для уточнения (регулирования) оценки объектов, учитываемых на постоянных счетах.

Сопоставляющие счета предназначены для выявления результата деятельности предприятия путем сопоставления доходов и расходов. Сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым и в конце периода остаток переносится