Лексический разбор слова
1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
2. Установить, в прямом или в переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) — исконно русское или заимствованное.
Образец записи:
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
1. Задремать — впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
2. Перен, знач. — олицетв.
3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном — синонимы.
4. Нейтр.
5. Исконно русское.
КАКИЕ ЗАДАНИЯ экзаменационного теста проверяют знания и умения по лексике и фразеологии?
АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?
1) высокомерный
2) фамильярный
3) тщеславный
4) алчный
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Чтобы справиться с этим заданием, нужно обладать в речи большим запасом слов. Кроме того, нужно опираться и на языковую интуицию, которая может подсказать вам правильный ответ
Суть задания в том, что из четырёх предложенных слов нужно найти именно то, лексическое значение которого дано среди других перечисленных. Например: значение «человек, занимающийся рискованными и сомнительными делами, в расчёте на случайный успех» имеет первое из нижеперечисленных слов (авантюрист, аферист, эгоист, экстремист), значение «действующий без всякого стеснения» присуще третьему прилагательному (стеснённый, скованный, бесцеремонный, демократичный), к выражению «презрительно-надменный» — второе прилагательное (энергичный, фамильярный, невоспитанный, наглый), к «лицемерие, ханжество»— последнее из данных на выбор слов (хвастовство, равнодушие, авантюризм, фарисейство), «лишённый необходимого присмотра» — первое слово (безнадзорный, безнаказанный, безнадёжный, беззащитный), к «музыкальное сопровождение голоса» — третье слово (аранжировка, анонс, аккомпанемент, экспромт), к «удобный случай для отправки с кем-либо письма, посылки» — четвёртое из перечисленных слов (экспресс, факс, экспедиция, оказия), к «человек, испытывающий ненависть к людям» — третье слово (меланхолик, максималист, мизантроп, куратор) и т.п.
А4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Задание проверяет умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения. При этом для анализа предлагаются четыре предложения, в которых употреблены паронимы— близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные понятия.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными затруднениями: абонентный — абонентский, представить — предоставить, здравица — здравница, гарантийный — гарантированный, скрытный — скрытый, запасный — запасливый, памятный — памятливый, понятный — понятливый, соседний — соседский, угодный — угодливый, одеть — надеть, удачный —удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придаёт им и общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Следовательно, при анализе предложений, в которых использованы слова этой группы, нужно прежде всего определить, в чём состоит смысловое различие указанных в задании слов. Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чём состоит различие в этих значениях. Сравним, например, такую пару слов:
вековой — живущий, существующий столетия, очень долго;
вечный — бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляются в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным столетие, век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго, века: вековой дуб — дуб, живущий век, века, вековые традиции — традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятием бесконечности во времени и постоянства.
Разобравшись в различии лексического значения паронимов, вы можете приступать к смысловому анализу тех четырёх предложений, которые предложены в задании. В одном из этих предложений допущена ошибка в употреблении слова. Проанализируйте, например, следующие примеры и попытайтесь доказать, что в предложениях № 4,6,8 и 10 вместо слова вечный нужно употребить прилагательное вековой.
1) Любовь — чувство прекрасное, и оно должно быть постоянным и вечным. 2) Хотя остров находится в зоне вечного тепла, но в это время года часто бывает шторм и сильный ветер.
3) Нет ничего тайного, что бы не стало явным, и это вечная истина. 4) Однажды, роясь на чердаке среди пыльного вечного мусора, я наткнулся на ящик с любопытными документами. 5) Есть вечныечеловеческие ценности, среди них — честность. 6) Это была массивная, щербатая от времени деревянная мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. 7) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах. 8) Это было их любимое, уютное в место в парке, где сосновые деревья перемешивались с вечными дубовыми рощами. 9) Все-таки в лесу лучше ходить одному, иначе вам придется решать вечнуюпроблему: громко звать тех, кто отстанет, уйдёт в сторону. 10) Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись вечные тайны этого старинного замка. 11) Они молча постояли у могилы Неизвестному солдату, поглядели на голубое, мечущееся на ветру пламя вечного огня.
Итак, при выполнении этого задания правильно найти предложение с лексической ошибкой, нужно учитывать смысловые различия однокоренных слов, указанных в формулировке задания.
А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).
1) глубокая, всепоглощающая
2) способная воздействовать, активная
3) находящаяся в постоянном движении
4) настоящая, подлинная
обратите внимание:
Это задание проверяет способность определять лексическое значение многозначного слова, опираясь на контекст; обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, определять слова, которые употреблены в переносном или прямом значении.
В8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
1) метафоры
2) аллитерация
3) инверсия
4) олицетворение.
5) эпитеты
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Это задание проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного вами текста, чтобы более точно и выразительно передать свои мысли и чувства. Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, то есть знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть.
Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. Поэтому в некоторых учебниках, по которым вы учились в школе, используются разные термины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т.п. Единый государственный экзамен по русскому языку не требует знания этих классификаций, а проверяет умение обнаруживать в исходном тексте самые распространённые средства выразительности, с которыми вы неоднократно сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Напомним наиболее типичные средства художественной выразительности, которые основываются на лексической системе русского языка и связаны прежде всего с употреблением слова в переносном значении.
Эпитет (греч.epitheton— «приложенное», «прибавленное») — это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.
Однако не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении — родник). Только в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку в высказывании.
В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские) эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации: мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), овечья любовь (И. Тургенев), цветастая радость (В. Шукшин), мотыльковая красота (А. Чехов), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов) и т. п.
Иногда среди редких эпитетов встречаются сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы (противопоставления). Например: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), грустная радость (С. Есенин) и т. д.
Метафора(греч.metaphora—«перенесение») представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору и называют скрытым сравнением, так как и в основе её лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок), слов моих сухие листья (В.Маяковский), костер рябины красной (С. Есенин), моих слов соловьи (Б. Ахмадулина), вранья холодный дым (А. Твардовский), ручей улыбки (М. Светлов), серебряная ложка луны (Ю. Мориц) и т.п.
Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре. Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.
Олицетворение— художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка! Теперь начнём... (А. Пушкин) Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился... (А. Фет) Приподнимается Рассвет с одра его томившей Тени. (Анненский) Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён... (Ф. Тютчев) Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский)
Гипербола (греч. hуреrbо1е — «преувеличение») — изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия. Другими словами, это «художественное преувеличение»:
Пройдёт — словно солнцем осветит! Посмотрит — рублём подарит! (Н. Некрасов) Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна. (Н. Некрасов) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (В. Маяковский)
Антитеза (греч. апtithesis — «противоположение») — это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов) Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней. (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов) Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова)
Оксюморон, или оксиморон (греч. охутоrоп — «остроумно-глупое») — сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен... (В. Брюсов) И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок) Из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений — возникнет праведная Русь. (М. Волошин)
Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
Градация(лат.gradatio— «постепенное возвышение») — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин) Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил; но ты не снизошла. (А. Блок)
Экзаменационная работа в целом проверяет уровень владения лексическими нормами современного русского литературного языка. Информацию об этом будут содержать ответы не только на задания АЗ, А4, А29, но и текст, который вы напишете, выполняя задание С1.