Лексическое значение слова.

ПОНИМАТЬ

Чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, необходимо

ЗНАТЬ:

что изучает лексикология и фразеология;

• основные понятия лексикологии и фразеологии: одно­значные и многозначные слова; прямое и переносное значе­ния слова; синонимы, антонимы, омонимы; исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы, фразеологические сочетания и др.;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• основные выразительные средства лексики и фразеоло­гии (традиционно-поэтическая лексика, синонимы и антони­мы, паронимы, эмоционально окрашенная лексика и др.).

• что употребление слова в строгом соответствии с его лек­сическим значением — важное условие речевого общения;

• какие виды тропов основаны на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.);

• что синонимы могут различаться оттенками значения и стилистической характеристикой; синонимы можно исполь­зовать как средство связи предложений в тексте и как средст­во устранения неоправданного повтора;

• какая лексика является стилистически окрашенной и в чём особенность ее употребления в речи;

• что необходимо в речи различать по значению парони­мы (однокоренные слова типа болотный -1- болотистый);

• чем отличаются свободные сочетания слов и фразеологи­ческие обороты.

УМЕТЬ:

соблюдать в практике речевого общения основные лекси­ческие нормы современного русского литературного языка, в частности — употреблять слово в соответствии с его лексиче­ским значением;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое зна­чение;

• оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• находить в тексте слова разной стилистической окра­ски, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение сло­ва; подбирать к слову синонимы, антонимы;

• выбирать из синонимического ряда нужное слово с уче­том его значения и стилистических свойств;

• пользоваться разными видами лексических словарей (фразеологическим, толковым, а также словарями антони­мов, синонимов, паронимов);

• проводить лексический разбор слов;

• находить в тексте основные выразительные лексиче­ские средства.

 

 

Слово является основной единицей языка. Большинство слов имеет лексическое значениеглавный смысл, о котором мы думаем, когда произносим (пишем) или слы­шим (читаем) слово:

Пирог — печёное изделие из раскатанного текста с на­чинкой.

Доброжелательный — желающий добра, готовый содей­ствовать благополучию других, благожелательный.

Прозрачный — пропускающий через себя свет.

Комментировать — давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.

Существует несколько способов объяснения лексического зна­чения слова:

1) краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях):

сауна — финская баня с горячим сухим воздухом и хо­лодным бассейном.

газель — животное, родственное антилопе; отличается стройностью и быстротой бега.

2) подбор синонимов (помогает уточнить значение слова и вспомнить другие слова с похожим значением):

галантный (мужчина) — синонимы: вежливый, учти­вый, любезный, деликатный

актуальный (вопрос) — синонимы: современный, живо­трепещущий, наболевший, злободневный, острый

3) подбор антонимов (проясняет значение слова путём сравнения его со словами, противоположными по значению):

грубый (человек) — антонимы: вежливый, деликатный, учтивый, ласковый, нежный

Смеяться — антонимы: плакать, рыдать, реветь, зали­ваться слезами, утопать в слезах, хныкать

4) подбор однокоренных слов (позволяет понять, почему именно так назван предмет, явление):

сожаление жалость, жалеть, жалостливый, безжало­стный, пожалеть;

ущелье щель, щёлка, щёлочка, расщелина, щелевой;

излюбленный любить, любимый, любитель, любовать­ся, облюбовать;

5) объяснение лексического значения слова с помощью рисунка, фотографии.

 

Чаще всего для уточнения лексического значения слова мы обращаемся к толковому словарю.

Наибольшее количество — 200 000 слов — содержится в четырехтомном «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В. И. Далем полтора столетия назад.

Самые полные толкования слов даёт 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», составленный учёными Академии наук. В нём объяснено значение 120 000 слов. В настоящее время этот словарь выходит вторым изда­нием в 20-ти томах. Недавно появился однотомный «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Куз­нецова. В нём объясняется значение 130 000 слов, в том чис­ле и тех, которые появились в русском языке в последние де­сятилетия.

В толковых словарях русского языка используются спе­циальные пометы, которые указывают на особенности упот­ребления слова в речи, на его стилистическую окраску.

Помета книжн.(книжное) означает, что слово характерно для книжных стилей речи и преимущественно употребляет­ся в научной речи, официально-деловом общении: утрировать, немеркнущий, возвестить, коалиция, дубликат и т.п.

Помета разг. (разговорное) означает, что слово свойствен­но обиходно-бытовой, разговорной речи, уместно в непри­нуждённой ситуации общения: сборище, разреветься, лопать («есть»), малолетка и т.п.

Отсутствие помет говорит о том, что слово может употреб­ляться и в книжных стилях речи, и в разговорной речи. Это нейтральные слова. Таких слов больше всего в языке, и они не закреплены ни за каким стилем речи, а потому уместны в различных сферах общения: подоконник, компьютерный, раз­говаривать, свадьба, оглавление, немного, меню и т.п.