Менталитет, открытый переменам, характеризуется стремлением получать удовольствия от жизни, склонностью к путешествиям и инновациям, духом предпринимательства.

Утилитаристский менталитет характеризуется стандартным потреблением, стремлением к экономии, положительному соотношению качество-цена, индивидуализмом, ксенофобией, привязанностью к традициям и пассивным уважением имеющихся структур.

Менталитет, склонный к пассивной безопасности и уходу в личную сферу, отличается стремлением к равновесию в частной жизни, бесконфликтным межличностным и социальным отношениям, естественному порядку в материальной и социальной сторонах жизни. Будучи чувствительным к предложению услуг и информации, такой менталитет мало открыт к каким бы то ни было новациям и "дикому" или стихийному прогрессу.

Менталитет, открытый прогрессу или рискованным предприятиям, мыслит категориями производства и потребления, отличается склонностью к разного рода непредвиденным заранее расходам на мгновенное достижение желаемого и сиюминутные утехи. Люди с таким менталитетом хотели бы получить "все и сразу", они питаются воображаемым, иррациональным, их любимое чтение - комиксы и научная фантастика /Дейян А. Реклама. М., 1993. Приводимая классификация менталитетов весьма эффективно дополняет существующие классические критерии социальной дифференциации населения. Разумеется, доля представителей того или иного менталитета в составе населения той же Франции изменчива, эти структуры непостоянны. Однако жаль, что в России такие исследования не проводились, и у нас нет картины ментальности народа/.

Характеристики менталитетов, встречающихся во Франции и приводимых здесь, ориентированы на использование этих знаний в рекламном деле, сфере купли-продажи. Понятно, что такая направленность диктуется заказом рекламных организаций. Тем не менее у нас нет аргументов для оценки этих результатов как околонаучных.

Приведем итоговый пример. У Л.Н.Толстогоесть небольшой рассказ "После бала". Автор был на балу, где стал свидетелем "кавалерского" триумфа одного полковника: он был мил со всеми, дамы были от него в восхищении, окружение было покорено им. После бала, возвращаясь к себе, автор опять встретил полковника. Тот стоял перед солдатами, выстроенными в два ряда, и следил за проведением экзекуции над провинившимся солдатом, которого медленно вели между рядами, а стоявшие друг против друга солдаты били его шомполами. Полковник, заметив, что один из солдат не очень усердно ударил наказуемого, вызвал его и ударил по лицу так, что лопнула перчатка на руке. Так проявились психологический и социальный характеры полковника: милый - в своей среде и жестокий - по отношению к нижнему сословию.

В последние годы мы видим в литературе и кино психологизацию образов Гитлера, Николая II и т.д. Ореол милого человека скрывает звериное социальное лицо, по чьей вине погибли десятки миллионов людей, а на полях сражений остался цвет самой германской нации, уплатившей очень высокую цену за допущение нацизма к власти. Психологизация таких образов в истории лишает массы способности учиться на уроках истории.

Приведенные здесь характеристики менталитетов ориентированы на использование в рекламном деле, сфере купли-продажи. Понятно, что такая направленность диктуется заказом рекламных организаций. Тем не менее, у нас нет аргументов для оценки этих результатов как околонаучных.