Структура нормативной базы стандартизации

Принципы стандартизации. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. К основополагающим принципам относят десять следующих.

Цели, принципы и функции стандартизации

Глава 15. Стандартизация в области качества продукции

Вопросы для контроля знаний

1. По каким основным признакам классифицированы затраты на качество?

2. Какие выделены сферы вложения затрат на управления качеством продукции?

3. Какие выделяются методы расчета затрат на управление качеством продукции?

4. В чем особенности метода калькуляции затрат на качество?

5. В чем особенности метода калькуляции затрат на качество по процессам и видам деятельности?

6. В чем особенности составляющих производственных затрат?

7. В чем особенности составляющих непроизводственных затрат?

8. По каким группам мероприятий рассчитываются затраты на качество?

9. В чем суть концепции управления затратами на управление качеством?

10. Какие выделяются источники затрат по предупреждающим мероприятиям?

11. Какие выделяются источники затрат по проверочным мероприятиям?

12. Какие выделяются источники затрат по корректирующим мероприятиям?

13. Какие выделяются источники затрат по устранению дефектов?

14. Как измеряется уровень несоответствия качества продукции требованиям?

15. Что понимается под стоимостью несоответствия качества продукции?

 

Под стандартизацией как видом деятельности понимается установление характеристик качества продукции и услуг и формирование к ним требований, отвечающих определенным потребностям и сферам применения.

Цели стандартизации. Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно Закону РФ «О стандартизации» цели стандартизации как деятельности состоят в том, чтобы обеспечить [7]:

1) безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

2) безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

3) обороноспособность и мобилизационная готовность;

4) техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

5) единство измерений;

6) качество продукции, процессов и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

7) экономию всех видов ресурсов.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу).

2. Системность стандартизации, состоящая в том, что каждый объект рассматривается как часть более сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта.Стандарты, как известно, моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны и должны адаптироваться к происходящим переменам, вызванным научно-техническим прогрессом.

4. Эффективность стандартизации: применение нормативных документов (НД) должно давать экономический или социальный эффект.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), пригодности к сертификации.

6. Принцип гармонизации, предусматривает разработку гармонизированных стандартов, что означает обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту.

7. Четкость формулировок положений стандартов.

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов.

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов: качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

10. Объективность проверки требований стандарта.

Функции стандартизации. Деятельность по стандартизации направлена на реализацию ряда функций, имеющих социальную и технико-экономическую направленность[7].

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов).

2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукцией (услуг), изготовителей и государства. Реализация этой функции позволяет достигнуть безопасности по всем видам объектов и хозяйственной деятельности.

3. Ресурсосберегающая функция – это направленность стандартизации на экономное использование всех видов ресурсов.

4. Коммуникативная функция– обеспечение общения и взаимодействия людей, в частности, специалистов, путем личного обмена или использованием документальных средств и каналов передачи сообщений.

5. Цивилизующая функция – обеспечение повышения качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты выражают степень общественного развития страны.

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции.

7. Функция нормотворчества и правопримененияпроявляется в том, чтобы узаконить требования к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или другого нормативного документа и его всеобщему применению.

 

Выходной продукцией стандартизации, результатом ее деятельности, являются нормативные документы.Нормативный документ (НД) – этодокумент, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым и относящимся к таким понятиям как стандарты, правила, рекомендации, регламенты, общероссийские классификаторы.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации (НДС), устанавливающий качественные характеристики товаров и применяемый во взаимной торговле, принятый (утвержденный) законодательным органом.

На территории России действуют следующие категории стандартов.

1. В зависимости от области действия различают:

– государственные стандарты РФ – ГОСТ Р;

– государственные стандарты СССР – ГОСТ;

– стандарты отраслей – ОСТ;

– стандарты предприятия – СТП;

– стандарты научно–технических, инженерных обществ и других общественных организаций – СТО

2. По статусу выделяют:

– государственные (или национальные) стандарты;

– межгосударственные стандарты;

– международные стандарты;

– региональные стандарты;

3. В зависимости от объекта стандартизации разрабатывают:

– основополагающие стандарты;

– стандарты на продукцию и интеллектуальный продукт;

– стандарты на процессы;

– стандарты на услуги;

– стандарты на методы контроля:

– стандарты на систему качества и систему менеджмента качества;

– технические условия (ТУ) на продукцию.