Продукции требованиям
Характер и классификация несоответствий качества
Требованиям
Оценка несоответствия качества продукции и процессов
Согласно определению качества по ГОСТ Р ИСО 9000-2001 как степени соответствия присущих характеристик объекта требованиям, то любое несоответствие рассматриваемся как дефект или брак продукции. Несоответствие – это отклонение показателей качества от нормы или другого вида требований к качеству. Примем во внимание такую закономерность как то, что любой измеренный показатель качества, а также число дефектов в очередной партии являются случайными величинами. В этой связи соответствие измеряемой величины требованиям представляется интервальным неравенством вида:
, (14.1)
где – допустимое отклонение показателя качества от заданного нормативного значения ; k – коэффициент жесткости пределов допустимых колебаний.
Интервал, определяемый по формуле (14.1), на контрольной карте качества (рис. 13.7) отображен в виде коридора допустимых отклонений, ограниченных верхним и нижним контрольными пределами, в рамках которого качество продукции не изменяется. Отклонение от границ «коридора» (превышение или снижение) i-го показателя качества идентифицировано как несоответствие, и вычисляется как абсолютная величина по формуле:
, (14.2)
или как относительная величина по формуле вида:
(14.3)
Таким образом, имеем, что «соответствие» – выполнение установленных требований нормативными документами, «несоответствие» – невыполнение установленных требований нормативными документами.
В дальнейшем величину будем именовать как коэффициент несоответствие по i-ому показателю качества, а как коэффициент соответствия, обозначаемый , т.е.
(14.4)
Устранение несоответствия любого характера требует дополнительных трудовых и материальных вложений, а, следовательно, имеет определенную стоимость. Обозначим стоимость работы по устранению дефекта j по некоторой i-й продукции как cdij. Тогда стоимость устранения обнаруженного числа несоответствий (М) по i-й продукции будет равна:
. (14.5)
Для принятия решений по управлению качеством на оперативном и тактическом уровне важно установить характер отклонения показателя качества или его несоответствие требованиям. Дадим пояснение по этому признаку:
а) существенное несоответствие – дефект, приводящий к снижению функционального свойства (производительности, надежности, технологичности) объекта;
б) несущественное несоответствие – дефект, не снижающий функциональные свойства (производительность, надежность, технологичность, эргономичность и др.) объекта и являющийся проявлением нечеткого следования проектной документации, упущений в отдельных элементах объекта или системы.
Типовые действия и ситуации, при которых выявляются несоответствия качества продукции и процессов требованиям, приведены в табл. 14.2.
Таблица 14.2 - Типовые процессы выявления несоответствия
Наименование процесса | Исполнитель | |
Контроль в процессе производства и готовой продукции | Служба контроля качества СМК | |
Внутренний аудит СМК | Служба контроля качества СМК | |
Внешний аудит СМК | Орган по сертификации и руководство СМК | |
Анализ претензий потребителей | Служба обеспечения качества СМК | |
Контроль качества входных ресурсов | Служба контроля качества СМК | |
Диагностика технологических процессов | Технический отдел и служба оперативного управления качествам СМК | |
Техническое обслуживание и ремонт | Служба главного механика и служба обеспечения качества СМК | |
Проверка и ремонт средств контроля | Метрологическая служба СМК | |
Анализ результатов управления | Руководство организации и СМК |
Следуя концепции Эд. Деминга о том, что отклонения показателей качества от заданного ориентира при производстве продукции является закономерным явлением и такое явление поддается изучению. Примером этого служит разработанная и принятая на предприятии «Омский Бекон» (СТП-СК-02.22-99) классификация несоответствий, приведенная на рис. 14.3.
Несоответствие |
Частота появления |
Уровень устранения несоответствия |
Степень сложности устранения |
Область распространения |
Объект качества |
Характер причины |
Степень значимости |
Форма проявления |
Рис.14.3. Классификация несоответствий показателей качества объекта требованиям
Кратко рассмотрим по классификационным группам виды несоответствий:
1) форма проявления: явные, выявляемые измерением, и скрытые, выявляемые технической диагностикой;
2) степень значимости: существенное и несущественное;
3) характер причин, вызывающих отклонение: трудовые, определяющие потери по вине исполнителя, организационные, технологические, технические, ресурсные, информационные, социально-психологические и экономические;
4) объект проверки качества: продукция, процесс, система менеджмента качества;
5) область распространения: ограниченное, неограниченное;
6) степень сложности устранения: простое, сложное, очень сложное
7) уровень устранения несоответствия: стратегический (руководство организацией), тактический (руководство организации или функциональных подсистем), оперативный (руководство функциональной подсистемы и исполнители работы);
8) частота появления: разовое, повторяющееся.