Петля контроля качества продукции

Согласно концепции ISO 9000, управление качеством должно охватывать весь жизненный цикл продукции (рис. 6.2). Получить информации о соответствии качества продукции каждого процесса требованиям возможно только на основе контроля. На рис. 12.2 рассмотрены «точки» контроля соответствующие процессам жизненного цикла продукции. Они дополняют производственный и эксплуатационный контроль, введенный ГОСТ 16504–81.

Контроль по ISO 9000 рекомендуется начинать с проверки соответствия между требованиями потребителя к качеству продукции и возможностями производителя удовлетворить поставленное требование (процесс маркетинга), и оканчивается контролем эксплуатации и ремонтопригодностью продукции, или результатами её потребления. Между первым и последним процессами, на которых осуществляется контроль качества продукции, на основе анализа информации о соответствии ожидания потребителя фактическим результатам формируется обратная связь, образуя «петлю контроля» (рис. 12.2). Информация, получаемая об удовлетворенности ожидания потребителей, является входной для контроля запросов потребителя, включенных в договор или контракт на исполнение продукции.

Запросы клиентов, контракты Проектирование Входные ресурсы Производство Готовая продукция Хранение и упаковка Транспортирование Монтаж, эксплуатация Послепродажное, техническое обслуживание


Рис. 12.2. «Петля контроля» качества

 

Данная на рис. 12.2. «петля контроля» действует в контурах системы менеджмента качества. Контроль по большей части процессов таких, как контроль контрактов, проекта, входных ресурсов, хранения и упаковки, транспортирование проводится в целях установление соответствия выходных параметров процессов установленным требованиям нормативными документами (государственными стандартами, техническими условиями, документированными процедурами и стандартами предприятия). Кратко рассмотрим особенности контроля по основным процессам ЖЦП, основываясь на материалах международных стандартов ISO 9000.

Контроль запросов клиентов и их контрактов. В широком смысле качество определяется как способность изделия или услуги последовательно отвечать на ожидания потребителей или предвосхищать их. Основу контроля качества запросов потребителя составляет система информирования клиентов о продукции или услуге. Выстраиваются модели продукции в виде реальных образцов с просмотром функционального качества, технической документации или компьютерных объектных моделей с имитацией функционального качества. Контроль контракта проводится и для подтверждения соответствия между параметрами продукции в контракте и эталонной продукцией, выпускаемой производителем. Цель контроля минимизация расхождений между ожиданиями потребителя и функциональным качеством продукции.

Контроль качества при проектировании. Качество начинает реально воплощаться в продукции в процессах проектирования, обеспечивается в производстве и проявляется при эксплуатации. Контроль проектирования продукции сводится к контролю документации на продукцию и процессы ее производства. Целью контроля является выявление отклонений для своевременной корректировки параметров продукции и её процессов. Проверка осуществляется в виде систематического контроля проектируемой документации, построения контрольных графиков, диаграммы Парето, причинно-следственной диаграммы и др. Оценка качества проводится с применением как количественных, так и качественных показателей.

Контроль входных ресурсов. Для оценкиважности этой функции необходимо помнить, что в себестоимости продукции свыше 50% занимает доля сырья и материалов. Снижение издержек в первую очередь связано с качеством входных ресурсов и полным соответствием их потребностям производства. Входной контроль включает следующие операции:

– контроль поставок на соответствие стандартам качества, техническим и технологическим требованиям;

– контроль временного цикла поставок и условий перевозок;

– контроль соотношения цены и качества по партии поставок в целях определения размера партии;

– участие в выборе поставщиков для контроля качества их работы и процедур обеспечения уровня качества продукции;

– контроль соответствия уровня прогрессивности материальных ресурсов уровню конкурентоспособности продукции.

Уровни качества материалов на начальном этапе поступления продукции от поставщиков допускают 1-5% бракованных изделий. При дальнейшем развитии отношений с поставщиками возможно снижение брака до 0,5 – 0,1%. Основываясь на принятом браковочном уровне, формируется контроль поставляемых ресурсов. Устанавливаются контрольные значения объема партии, объема выборки партии, а также уровень риска поставщика и потребителя. Разрабатывается методика выполнения контроля и оценки его трудоемкости.

Контроль производства. Цель контроля качества на этапе изготовления продукции – гарантировать, что все производственные операции выполняются в соответствии с регламентом и требованиями нормативной документации. Основные функции по проверке качества продукции в ходе её производства возлагаются на операционный контроль и приемочный контроль. И тот и другой виды контроля заключаются в систематическом выявлении и анализе отклонений в характеристиках продукции, что. позволяет сократить внепроизводственные потери, обусловленные поздним обнаружением дефекта. Контроль производства является наиболее динамичным и сложным. Область контроля определяется необходимостью его проведения и ограничивается величиной издержек.

Контроль готовой продукции. Цель контроля качества готовой продукции состоит в том, чтобы гарантировать потребителю выполнение всех его требований к продукции. Эту функцию выполняет приемочный контроль, организация которого может осуществляться по нескольким схемам: контроль последовательных партий, сплошной или выборочный контроль, контроль с разбраковкой, косвенный контроль.

Контроль качества при хранении продукции проводится с целью подтверждения сохраняемости продукции в установленный срок. Основная его функция – это периодическая проверка соответствия параметров (температура, влажность, освещенность) установленных условий и продолжительности хранения продукции требованиям, а также в периодическом отборе проб и проведении испытаний для подтверждения пригодности продукции к использованию в гарантированный срок годности.

Контроль транспортирования – это контроль способности продукции сохранять свою пригодность в процессе транспортирования, а также приспособленность к перемещению, не сопровождающемуся эксплуатацией или использованием. Он обычно состоит во внешнем осмотре изделия, а также в отборе и анализе проб сыпучих материалов и продукции для потребления.

Контроль монтажа и эксплуатации. На этапе монтажа изделия проявляются такие его свойства как степень унификации и стандартизации, качество проекта и качество изготовления. Здесь же изготовитель непосредственно вступает во взаимодействие с потребителем продукции и отслеживает его восприятие изделия. Информация этого этапа является первым источником формирования обратной связи между потребителем и поставщиком.

На этапе эксплуатации продукции проявляются основные характеристики качества продукции такие, как соответствие назначению, надежность, долговечность, экологичность, технологичность, безопасность и другие свойства. Поэтому для подтверждения уровня качества изготовленной продукции проводят контроль параметров и показателей работы оборудования, расход энергетических ресурсов, а также количества отказов в период гарантийного срока службы, время между отказами и время на устранение отказов. Результаты эксплуатации являются основой для оценки качества работы производителя и являются источником обратной связи между потребителем и производителем продукции.

Контроль технического обслуживания. Основным руководством к контролю технического обслуживания изделия является план-график планово-предупредительных ремонтов оборудования, установок и приборов, а также комплекс показателей надежности и ремонтопригодности оборудования. Исходные данные для их расчета измеряются в процессе эксплуатации оборудования. Основными контролируемыми параметрами графика планово-предупредительных ремонтов является очередность видов ремонтов (например, текущий, средний, текущий, капитальный и т.д.), наработка на очередной ремонт, его продолжительность и трудоемкость.