Назначение, объекты и процессы контроля качества

Глава 12. Контроль качества продукции

Вопросы для контроля знаний

1. В чем заключаются задачи руководства в области менеджмента процессов ЖЦП?

2. Какие общие функции в менеджменте качества являются основными?

3. Какие сведения должны предшествовать планированию процессов ЖЦП?

4. Что понимается под термином «валидация»?

5. Что понимается под термином «верификация»?

6. Какие при планировании предъявляются требования к «входу» процессов ЖЦП?

7. Какие при планировании предъявляются требования к «выходу» процессов ЖЦП?

8. По какой причине требуется валидация выхода процессов?

9. На какие этапы разбивается ЖЦП для упорядочения требований к ним по обеспечению качества продукции?

10. В чем состоят основные требования по обеспечению качества к процессам производства и обслуживания?

11. В чем состоят основные требования по обеспечению качества к процессам проектирования и разработки продукции?

12. В чем заключается оперативное управление процессами и качеством продукции, и какова его цель?

13. Какие причины вызывают несоответствие качества продукции требованиям?

14. Что понимается под корректирующими мероприятиями?

15. В чем заключается деятельность по улучшению качества продукции?

Контроль – эта деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний и оценок нескольких характеристик, сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по каждой из характеристик. Назначение контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля.

Цели контроля состоят в следующем:

– защитить потребителя от некачественной продукции проведением приемочного контроля продукции;

– защитить производителя от некачественных входящих ресурсов;

– обеспечить производителю уверенность в том, что выпускаемая продукция соответствует требованиям потребителя путем осуществления системы производственного контроля качества продукции.

Особенность контроля в области качества состоит в том, что его объектами являются продукция и процессы (рис. 12.1).

КОНТРОЛЬ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНТРОЛЬ КАЧЕСВА ПРОДУКЦИИ
ИСПЫТАНИЯ
ЭКСПЕРТИЗА
ИЗМЕРЕНИЕ
ПРОЦЕССЫ КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ

Рис.12.1. Объекты и процессы контроля качества

Контроль качества продукции, согласно ГОСТ 16504–81,это проверка с помощью специальных технических средств, органолептических и экспертных методов соответствия характеристик продукции требованиям, что полностью соответствует определению контроля по ISO 9000. Контроль качества процессов – это проверка выполнения технологического регламента процесса. Она осуществляется посредством непрерывного или периодического измерения качества «выхода» каждого процесса технологической цепочки. Контроль, как следует из его определения, осуществляется посредством следующих процессов: измерение, испытания и экспертиза.

Измерение - это инструментальное получение числового (количество) значения некоторого параметра, характеризующего одно или несколько свойств объекта.

Испытание – экспериментальное определение количественных и (или) качественных показателей свойств объекта как результата воздействия на него условий испытаний. Условия испытаний – совокупность воздействующих факторов и режимов функционирования объекта при испытаниях.

Экспертиза. Понятие «expertise» в переводе с латинского языка означает исследование, проверка какого–либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. В подготовке экспертизы участвуют исследователь или консультант, менеджер – организатор и эксперты.

Контроль в области качества осуществляется практически по всем процессам жизненного цикла продукции, изображенным на рис. 6.3. Объектами контроля выступают, прежде всего, продукция каждого процесса, а затем сами процессы. Контроль качества является обязательной и, на сегодняшний день на российских предприятиях, первостепенной функцией управления качеством. Для этой функции характерна системная деятельность. Под системой контроля качества понимается совокупность объектов контроля, средств контроля, методик проведения измерений, испытаний, анализов и исполнителей, взаимодействующих по определенным правилам и регламенту, установленным соответствующей документацией.