Определение размера прибыли на планируемый период.
Планирование выручки от реализации продукции, операционных, внереализационных доходов.
На размер выручки от реализации продукции оказывает влияние ряд факторов:
1) зависящие от деятельности предприятия:
- в сфере производства - объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;
- в сфере обращения - ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
2) не зависящие от деятельности предприятия:
- нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов;
- недостатки в работе транспорта;
- несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется по
формуле
В = Он.г. + ТП – Ок.г.
где В - планируемая сумма выручки от реализации продукции; Он.г. нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого года; ТП - выпуск товарной продукции в планируемом году; Ок.г. - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все элементы формулы расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода - в ценах планируемого периода.
Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализации определяется на основе полученного предприятием госзаказа, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Товарная продукция (ТП) включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В состав ТП входят также работы и услуги промышленного характера на сторону, продукция (услуги), произведенные для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных нужд своего предприятия
Планирование прибыли имеет большое значение для предприятия, Оно позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного общества.
Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы и достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли основного производства – прямого счета и аналитический. Расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам деятельности. Это облегчает расчеты, повышает их точность, имеет значение для предполагаемой величины нaлогa на прибыль, так как доходы от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие облагаются по повышенным или пониженным ставкам.
Расчет прибыли методом прямого счетавыполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию. При этом используют формулу:
П = В - 3 или П = Пн.г.+ Пт- Пк.г.
где П - прибыль; В - выручка от реализации продукции; 3 - полная себестоимость реализуемой продукции; П , П. . - прибыль в остатках
готовой продукции на начало и конец планового года; П, - прибыль в
готовой продукции планового года, определенная исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций себестоимости продаваемых товаров, продукции, работ, услуг и цен реализации по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
Сведения об остатках нереализованной продукции на начало планируемого года берутся из бухгалтерской отчетности. Они включают в себя готовую продукцию на складе, в неотфактурованных поставках и на ответственном хранении у покупателей.
Методика планирования остатков предусматривает корректировку их величины по отчету на последнюю дату составления бухгалтерского баланса на факторы, под влиянием которых они могут изменяться до конца года. К таким факторам можно отнести заключение новых договоров на размещение продукции, изменение формы безналичных расчетов и т.д.
Выходные остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции, срок оплаты которой не наступает в планируемом году. При планировании они должны учитываться на уровне норматива в днях, установленного на предприятии. стоимостное выражение этих остатков рассчитывается с учетом однодневного выпуска продукции в планируемом году.
Прибыль по товарному выпуску продукции (П) определяется исходя из плана производства, отпускных цен и сметы затрат на производство.
Прямой счет методически прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает. Расчет требует определения ассортимента по всем позициям номенклатуры, составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции, исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что в свою очередь предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам, установления цен реализации выпускаемой продукции.
Недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.
Аналитический методнаходит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. р. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле
П = Т (100 - 3) /100
где П - прибыль от выпуска товарной продукции; Т - товарная продукция в ценах реализации предприятия; 3 - затраты р. на 1 тыс. р. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Данный аналитический метод применяют при ускоренном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов.
Другим аналитическим методом расчета прибыли является планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Базовая рентабельность - это отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если они произошли в конце года. Кроме того, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановомпериоде снимают с производства.
На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом году. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается метопом прямого счета.
Для исчисления конечного финансового результата кроме прибыли от реализации рассчитывают результат от операционных доходов и внереализационных доходов и расходов.
Прибыль от операционных доходов - это финансовый результат от реализации основных фондов и прочего имущества (сырья, материалов, топлива, запчастей, нематериальных активов в виде патентов, лицензии, торговых марок, программных средств, иностранной валюты, ценных бумаг.
На этапе составления финансового плана изучается наличие такого имущества на предприятии, возможность его реализации и эффективность этой операции. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой балансовой стоимости имущества, расходами, связанными с реализацией, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды и другие централизованные фонды государства, включаемые в отпускную цену.
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия довольно обширен. Это объясняется дополнительными возможностями предприятий в зарабатывании доходов в условиях рыночных отношений. Поэтому тот, кто выполняет финансовые расчеты, должен уметь не только планировать эти доходы, но и знать источники их получения. К ним, в частности, относятся доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (покупка акций, облигации, предоставление средств взаймы, долевое участие в делах других предприятий), доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с бюджетом), другие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, доходы от дооценки товаров, проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).
Для реальной оценки финансовых результатов от внереализационных операций важно не только правильно прогнозировать внереализационные доходы, но и предвидеть вероятность возникновения внереализационных расходов, таких как прибыль, которая определяется как разница между доходами и расходами. Чаще всего внереализационные расходы могут выступать в виде:
- убытков по операциям прошлых лет, выявленных в отчетном году; . убытков от уценки товаров;
- убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности;
- недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
- затрат по аннулированным производственным запасам:
- судебных издержек.
Включенные в план источники доходов должны быть постоянными, связанными с нормальной деятельностью предприятия, иметь обоснование. Вероятность поступления таких доходов, как арендная плата, штрафы, пени, неустойки, может подтверждаться заключенными к моменту составления финансового плана договорами, решением хозяйственного суда; принятыми и документально оформленными обязательствами и другими материалами. Для определения размера средств, которые могут быть помещены на депозиты или в ценные бумаги без риска снижения ликвидности предприятия, необходимо рассчитать ту часть выручки от реализации продукции, которая не понадобится предприятию на протяжении планируемого срочного вложения средств. Это делается путем сопоставления средних остатков средств на расчетном счете за прошлый год с фактической выручкой за этот период. Полученная выручка от реализации, безболезненно отвлеченная из хозяйственного оборота (Д), умноженная на ожидаемый размер выручки в планируемом году (ОВ), дает размер возможного срочного вложения средств (СВ)
СВ = ОВ * Д.
Доходы от этой операции составят
ДОХ = (СВ* П* 12) /100,
где П - депозитный процент в месяц; 12 - количество месяцев в году. На практике в условиях инфляции, предприятиям чаще всего приходится выполнять финансовые расчеты в условиях неопределенности. В этом случае для планирования прибыли можно рекомендовать аналитический метод, предполагающий расчет прибыли будущего года на базе достигнутого уровня текущего года и прогнозируемого роста индекса цен. Расчет прибыли производится по формуле:
П= Потч * Ин
где Потч.- прибыль отчетного года; Ин - индекс инфляции, равный (l+т)12 где т - коэффициент уровня инфляции в месяц; 12 - количество месяцев в году.
Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую продукцию не совпадают, то при росте прибыли от реализации рекомендуется применять дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции. Расчет производится по формуле
П = (В – Ан- НДС)*(1 + T)12 - С (1+п)12
где (1 + т)12 - коэффициент роста инфляции (отпускных цен); (1 + п)12 коэффициент роста инфляции (сырье, покупные цены на материалы).