Состав и структура доходов и расходов бюджета, их особенности на современном этапе

 

 

Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, фор­мируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы. Ма­териальной основой доходов бюджета является национальный доход, а именно его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств страны и его отдельных регионов, и принимающая форму дохо­дов бюджета.

Формы и методы образования доходовизменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производ­ственных отношений и финансовой науки. Основными источниками формирования бюджетаявляются:

- государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за поль­зование которыми может взиматься, вноситься определенные взносы;

- обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых

в виде различных налоговых платежей и сборов;

- при влеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов

от реализации ценных бумаг и т.д.

В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые пла­тежи и отчисления в социальные фонды. Налоговые платежиявляются основным источником формирования бюджета Республики Беларусь. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозврат­ные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управле­ния в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Рес­публики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сбо­ров (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юриди­ческих услуг.

Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмезд­ные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций связи между обязательствами налогоплательщика и получе­нием им товаров и услуг от государства не существует. Налоговые дохо­ды, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капи­тальные налоговые доходы. Текущие налоговые доходывключают все до­ходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. Капитальными налоговыми дoxoдамиотносят налоги на капитальные акти­вы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интерва­лами.

Налоговые доходы также классифицируют в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, коли­чественную или физическую характеристики, наличием которого у на­логоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.

В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация оп­ределяет следующие виды налоговых платежей:

- прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

- налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

- внутренние налоги на товары и услуги;

- налоги на собственность (налоги на имущество);

-, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций; - прочие налоги, сборы и пошлины.

Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства

Являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи – альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место госу­дарства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъек­тами при реализации объектов государственной собственности, при ока­зании государственными органами услуг. Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления госу­дарством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и ус­луг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Кроме возмездных поступлений к неналого­вым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные не­возвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источ­ников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также по­ступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на те­кущие и капитальные. К текущим неналоговым доходамотносятся воз­мездные, невозвратные платежи в бюджет. Капитальные неналоговые до­ходыи обязательные платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематери­альных активов, а также доходами от реализации государственных ре­зервов. Первая группа объединяет различные виды доходов, образующих­ся в результате разгосударствления и приватизации государственных предприятий, средств от продажи принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и ре­ализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков и других активов).

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс вы­деления и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: эконо­мической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание форми­руются под воздействием множества фактора. Важнейшими из них яв­ляются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Сущест­венное влияние оказывает финансовая политика государства, выбран­ные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов, Основным видом осуществления бюджетных расходов остает­ся бюджетное финансирование, т.е, безвозмездное и безвозвратное пре­доставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности, Безвозмездность и без­возвратность финансирования является его основными признаками, от­личающими от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выде­ляемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государст­ва. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности тру­да и росту национального дохода. Существуют различные классификации бюджетных расходов. Наи­более крупную группу представляет деление расходов на внутренние и внешние расходыгосударства.

По общественному назначению расходы государства могут быть раз­делены на следующие группы: экономические расходы; расходы на соци­альные нужды; расходы на управление; военные расходы; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на создание государствен­ных запасов и резервов.

Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого го­сударства, а по выделяемым объемам государственного финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и со­циального развития.

Экономические расходыиспользуются с целью государственного ре­гулирования экономики и направлены в сферу производства. По их ве­личине можно судить о степени государственного вмешательства в эко­номические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией рас­ходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практи­чески во всех отраслях и сферах производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но име­ющих социальную значимость производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная про­мышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продук­цию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, со­здание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выде­ление расходов на научно-исследовательские разработки и программы.

Расходы на социальные нуждыпредусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Важное значение имеет проводимая государством социаль­ная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным сло­ям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важней­шую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают фи­зическое И духовное здоровье нации И служат вложениями в человеческий капитал.

Расходы на управлениеобеспечивают основную функцию государст­ва - управление - и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судеб­ной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и об­служивание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возни­кает при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источ­ников финансирования.

Военные расходывключают расходы на национальную оборону и от­носятся к важнейшим государственным расходам, создающим националь­ную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содер­жание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или кос­венно обеспечивающие военную мощь государства,

Расходы на внешнеэкономическую деятельностьпредусматривают осу­ществление мероприятий и финансирование программ по межгосудар­ственному сотрудничеству: содержание дипломатических представи­тельств, консульств, участие в международных общественных организа­циях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнес­ти государственную поддержку экспортеров и расходы по финансирова­нию внешнеторговых мероприятий.

Расходы на создание государственных запасов и резервовсоздаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджет­ной классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов- это часть расходов бюджетов, свя­занных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государствен­ной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечи­вают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведе­ние капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.

Текущие расходы- это часть расходов бюджетов, обеспечивающая те­кущее финансирование органов государственной власти, местного само­управления, бюджетных учреждений, оказание государственной под­держки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.