Восприятие оратора аудиторией.
Предмет, объект риторики.
Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово. Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии. Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
Восприятие оратора аудиторией.
Самое высшее проявление ораторского мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями (совместная мыслительная деятельность). Однородность и неоднородность (возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и др.).
Количественный состав слушателей (на малочисленную аудиторию легче воздействовать, и наоборот). Чувство общности аудитории проявляется в эмоциональном настрое слушателей (влияние друг на друга, их одобрение или неодобрение, внимание или отсутствие его и проч.)
Особенности психологии слушателей. Аудитория должна чувствовать уверенность в поведении оратора, видеть спокойствие и достоинство на его лице, услышать твёрдость и решительность в голосе. Аудитория внимательно следит за выступающим, оценивая его внешний вид, поведение во время речи, произношение. Поэтому оратор должен умело скрывать своё настроение, на время отключаться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.
Поведение в аудитории:
• ораторская индивидуальность
• риторические позиции оратора в ходе выступления
• манера выступления
• расположение в аудитории
• движение, взгляд, позы и жесты, громкость, темп, интонация
• приемы борьбы с волнением
• реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления
П. Сопер: «Манера выступления важнее, чем внешность оратора – манера заставляет забыть о внешности».
Оратор не должен:
- выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.; избыточно возбужденным;
- демонстрировать беспомощность, нерешительность;
- извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).
• Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться.
• При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться – это очень отвлекает.
• Приближайтесь к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории,
наклоняйтесь к слушателям.
• Если вы выступаете с трибуны – временами выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.