Качественный анализ опасностей

Определение риска

Для сравнения риска многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение, состоящее в том, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки в этой области недопустимы.

Однако на практике неизбежно возникает необходимость в такой оценке именно при организации безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?». По зарубежным исследованиям, человеческая жизнь оценивается в сумму от 650 тыс. до 7 млн долларов США. Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. Можно выделить четыре методических подхода к определению риска.

1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет часов, вероятный анализ безопасности, построениедеревьев опасности.

2. Модельный, основанный на построении моделей воздействия вероятных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.

3. Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов- экспертов.

4. социологический, основанный на опросе населения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, поэтому применять их необходимо в комплексе.

 

 

 

Качественный анализ опасностей проводится для выявления источников опасностей и их основных характеристик; определения повреждающих факторов; выявления последовательности причин, приводящих к нежелательному результату. В ходе анализа опасности ранжируются , параллельно выбираются контрмеры.

Анализ опасностей можно проводить, разбивая множество объектов на составляющие элементы, которые в свою очередь разделяют на подсистемы второго уровня и т.д. Графически такую систему можно представить в виде графа (дерева). При этом используются элементы булевой алгебры и теории вероятности.

Использование «Дерева причин» в целях обеспечения безопасности

Построение дерева: определяют нежелательное событие (травма, несчастный случай, авария) – вершину дерева; его ветвями служат наборы предпосылок – их причинные цепи; «листья» дерева – исходные события – предпосылки (ошибки персонала, отказы оборудования, неблагоприятные внешние воздействия и т.п.)