Модуль 2 Образовательная среда в ДОУ
Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. М.:Педагогика, 1986.
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. С.500-529.
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр. Соч.: В6 т. Т.6. М.:Педагогика, 1984.
Литература
1. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.; ил.
Лекции по дисциплине «Проектирование образовательной среды»
Тема: Образовательная среда
Образовательная среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.
К образовательной среде предъявляются определенные требования:
· качественность;
· развивающий характер;
· комфортность.
Под качественностью среды предполагается реализация следующих принципов:
· природосообразность;
· системность;
· полифункциональность и динамичность;
· сомасштабность;
· трансформируемость;
· вариативность по содержанию;
· эстетичность;
· культуросообразность.
Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.
Развивающая среда выполняет важнейшие функции:
· активизирует деятельность ребенка;
· побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества.
Требования к организации развивающей среды ребенка 3-5 лет:
· обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей;
· стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами;
· эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим вкусам и формирующий эмоционально-положительный настрой детей;
· учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков;
· в инклюзивных дошкольных организациях обеспечение средствами коррекции и компенсации индивидуального и коллективного пользования.
Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка должна соответствовать критерию комфортности, т.е. удобности, безопасности.
Требования к созданию комфортной среды:
· благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых);
· безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);
· организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).
Содержание среды включает два основных компонента:
· Предметно-пространственная среда дошкольной организации;
· Социально-культурная среда – система духовных ценностей.