Планирование
22 В соответствии с действующим законодательством федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ)1 устанавливают требования к объему и соотношению частей основных общеобразовательных программ дошкольного образования:
- соотношению и объему обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- соотношению (в соответствии с принципом интеграции) компонентов обязательной части программы, представленных в виде образовательных областей, а также их объему, определенному основными задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой образовательной области;
- соотношению компонентов обязательной части программы в виде разделов («Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения программы» и др.), а также их объему, представленному в виде описания требований к каждому разделу, и т.п.
В соответствии с действующим законодательством федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ)1 устанавливают требования к объему и соотношению частей основных общеобразовательных программ дошкольного образования:
;………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. (вставить предложение);
- соотношению (в соответствии с принципом интеграции) компонентов обязательной части программы, представленных в виде образовательных областей, а также их объему, определенному основными задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой образовательной области;
- соотношению компонентов обязательной части программы в виде разделов («Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения программы» и др.), а также их объему, представленному в виде описания требований к каждому разделу, и т.п.
Таким образом, ФГТ фиксируют несколько вариантов структурирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все они могут быть отнесены к структурам организационного порядка, в которых разделение программы на части осуществлено с целью упорядочивания процессов ее разработки и последующей реализации.
Вместе с тем, ФГТ устанавливают и не столь очевидные способы структурирования основной образовательной программы дошкольного образования. Эти способы не менее важны для правильной организации образовательного процесса и представляют собой структуры более глубокого уровня, определенные такими положениями ФГТ, как:
«Программа должна: ....предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»2.
Действительно, разработанная и реализуемая дошкольным образовательным учреждением основная общеобразователь-
2 Пункт 2.4 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
мая программа дошкольного образования I соответствии с ФГТ не обязана включать i hi местную деятельность взрослого и де-самостоятельную деятельность детей it формы работы с детьми в качестве от-|< и.ных частей программы. Она должна минь предполагать построение образова-ге п.ного процесса и предусматривать решение образовательных задач в них. Одна-м i на практике, при осуществлении планирования как одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией,
контролем, регулированием и коррекцией), вышеуказанные положения ФГТ могут, с нашей точки зрения, лечь в основу так называемой внутренней структуры программы, отраженной в том числе и в структуре планирования образовательной деятельности.
В настоящее время большинство существующих в дошкольных образовательных учреждениях подходов к планированию образовательной деятельности (как перспективному, так и календарному) можно свести к одному обобщенному варианту (см. табл. 1):
Таблица 1
Учебный блок (сетка занятий)