Планирование

22 В соответствии с действующим законо­дательством федеральные государст­венные требования к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ)1 устанавливают требования к объему и со­отношению частей основных общеобразо­вательных программ дошкольного образо­вания:

- соотношению и объему обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- соотношению (в соответствии с прин­ципом интеграции) компонентов обяза­тельной части программы, представлен­ных в виде образовательных областей, а также их объему, определенному основны­ми задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой образова­тельной области;

- соотношению компонентов обяза­тельной части программы в виде разделов («Пояснительная записка», «Организа­ция режима пребывания детей в образова­тельном учреждении», «Содержание пси­холого-педагогической работы по освое­нию детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения про­граммы» и др.), а также их объему, пред­ставленному в виде описания требований к каждому разделу, и т.п.

 

 

 

В соответствии с действующим законо­дательством федеральные государст­венные требования к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ)1 устанавливают требования к объему и со­отношению частей основных общеобразо­вательных программ дошкольного образо­вания:

 

;………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. (вставить предложение);

- соотношению (в соответствии с прин­ципом интеграции) компонентов обяза­тельной части программы, представлен­ных в виде образовательных областей, а также их объему, определенному основны­ми задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой образова­тельной области;

- соотношению компонентов обяза­тельной части программы в виде разделов («Пояснительная записка», «Организа­ция режима пребывания детей в образова­тельном учреждении», «Содержание пси­холого-педагогической работы по освое­нию детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения про­граммы» и др.), а также их объему, пред­ставленному в виде описания требований к каждому разделу, и т.п.

 

 

Таким образом, ФГТ фиксируют не­сколько вариантов структурирования ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все они могут быть отнесены к структурам организаци­онного порядка, в которых разделение программы на части осуществлено с целью упорядочивания процессов ее разработки и последующей реализации.

Вместе с тем, ФГТ устанавливают и не столь очевидные способы структурирова­ния основной образовательной программы дошкольного образования. Эти способы не менее важны для правильной организации образовательного процесса и представля­ют собой структуры более глубокого уров­ня, определенные такими положениями ФГТ, как:

«Программа должна: ....предусматривать решение программ­ных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и само­стоятельной деятельности детей не толь­ко в рамках непосредственно образова­тельной деятельности, но и при проведе­нии режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образователь­ного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной фор­мой работы с детьми дошкольного возрас­та и ведущим видом деятельности для них является игра»2.

Действительно, разработанная и реали­зуемая дошкольным образовательным уч­реждением основная общеобразователь-

2 Пункт 2.4 Федеральных государственных требова­ний к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

мая программа дошкольного образования I соответствии с ФГТ не обязана включать i hi местную деятельность взрослого и де-самостоятельную деятельность детей it формы работы с детьми в качестве от-|< и.ных частей программы. Она должна минь предполагать построение образова-ге п.ного процесса и предусматривать ре­шение образовательных задач в них. Одна-м i на практике, при осуществлении плани­рования как одной из главных функций управления процессом реализации основ­ной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией,

контролем, регулированием и коррекци­ей), вышеуказанные положения ФГТ мо­гут, с нашей точки зрения, лечь в основу так называемой внутренней структуры программы, отраженной в том числе и в структуре планирования образовательной деятельности.

В настоящее время большинство суще­ствующих в дошкольных образовательных учреждениях подходов к планированию образовательной деятельности (как пер­спективному, так и календарному) можно свести к одному обобщенному варианту (см. табл. 1):

Таблица 1

Учебный блок (сетка занятий)