Тема 1. Культурные ценности

Раздел II Сущность и типология культуры

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные этапы становления культурологии.

2. Как Н.Я. Данилевский понимает исторический процесс?

3. В чем смысл теории локальных цивилизаций А. Тойнби?

4. Каковы особенности натуралистической школы философии? Какая роль отводится бессознательному в концепциях З. Фрейда и К. Юнга?

5. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры?

6. Как трактуется культура в работах представителей социологической школы?

7. В чем суть символической теории культуры?

 

Напомним, что существует несколько подходов к пониманию культуры:

  1. Эмпирический (описательный): сумма, результат всей деятельности человека, совокупность предметов и ценностей, из которых складывается результат.
  2. Аксиологический: соотношение "культурного" ("некультурный") с эталоном.
  3. Деятельностный: культура -- не сама деятельность, а способ, которым она осуществляется.

В деятельностном ключе культура имеет несколько трактовок:

  • продуктивистская трактовка: культура - совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности;
  • ценностная: культура - совокупность социально-значимых человеческих ценностей;
  • собственно деятельностная: культура есть подлинно человеческая суперорганическая (в отличие от животной - органической) деятельность;
  • "модусная": культура -- специфический человеческий способ деятельности;
  • креативистская: культура -- социально-значимая человеческая творческая деятельность;
  • персоналистская: культура -- личностный срез человеческой истории;
  • эмпирицистская -- система опыта, обеспечивающая воспроизводство человеческой деятельности.

Понятие культура в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных и телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла, культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле говорят об общей культуре.

Результатом передачи опыта от поколения к поколению является возникновение культурных структур - "вертикальных" и "горизонтальных".

"Вертикальное" измерение задается категорией "уровень культуры"; "горизонтальное" характеризуется всем разнообразием культурных форм. Роль первичного детерминанта в отношении к культуре проявляется в том, что уровень культуры общества в конечном итоге определяется социально-экономическим строем. Это измерение культуры будучи главным, не единственно: в культуре одного уровня можно наблюдать огромное разнообразие культур. Преобразование культур, сколько бы ни было оно медленно, происходит путем культурного "взрыва", в результате которого старая преодолевается. Преодоление этого, одновременно, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается преемственность в культуре.

Культура - развивающееся целое. Если в общем плане стадиальность в культуре совпадает со стадиями всемирно-исторического процесса, то отнесение каждой конкретной культурной общности к той или иной стадии всякий раз представляет особую задачу, решающую по-разному в различных системах (то есть какой концепции культуры придерживается тот или иной исследователь). Следовательно, возникает нужда в формировании критерия отнесения к той или иной стадии каждой конкретной культуры. Именно таким универсальным абстрактным моментом культуры, который может позволить провести искомое различие, является широко понятый язык культуры. Таким образом, из двух сравниваемых культур та и принадлежит к более высокому уровню, чья система включает в себя помимо основной массы культурных символов другой культуры еще и значимое число таких, которые не только отсутствуют в последней, но и принципиально не выразимы в ней (отсутствие в языке одной из сравниваемых культур целых слоев культурных смыслов, присущих другой -- свидетельство в принадлежности к более низкому уровню).

Развитие социума -- необходимое понимание процесса развития как двоякодетерминированного, то есть как обусловленного социально-экономическими производственными отношениями, с одной стороны, и культурой, с другой. Очевидно, что только раскрытие механизма взаимодействия детерминантов общественного развития могло бы придать значимость этому тезису. Но постижение этой механики невозможно без выяснения структуры и сущности культуры как детерминанты общественного развития.

Основа социальной динамики -- смена традиций, то есть именно ломка, преодоление культуры. Сложный, не поддающейся сознательной трактовке этот процесс направляется стимулами, лежащими вне культуры. Вместе с тем, это внешнее воздействие должно проявляется во внутренних механизмах, и фермент культурной динамики соответствует процессу смены социальных идеалов, происходящих на высших этажах здания культуры.

Элементарная социально санкционированная форма фиксации общезначимого опыта -- это культурная норма. Она-то и лежит в основе культуры. Ее стабильность - условие бытия культуры как таковой. Области культурной нормы принадлежат образцы поведения, ненормативное поведение подлежит культурным санкциям, а система культурных норм - обычай - включает первую фундаментальную ступень в структуре культуры. Понятие культурной нормы фиксирует наиболее устойчивые исходные моменты, связанные с трансляцией социального опыта в процедурах примера, показа и языковой символики.

Понятию нормы "подведомственна" своя система понятий, отражающих реальное бытие культуры, связанный с этой нормативной деятельностью, то есть низшее фундаментальное звено культурной системы. Привычка, обычай, этике, церемониал, ритуал - цепочка нормативного в социуме.

Среди этих починенных на той или иной основе понятию нормы терминов выделяется понятие "обычай", структурно размещаемое на следующем более высоком уровне, хотя и в пределах той же ступени: обычай с этой точки зрения представляет собой систему норм, а важность его определена тем, что обычай составляет основу норм обычайного права.

Центральное звено в культуре составляет традиция. Традиция -- форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд.

Традиция, и вообще культура, принципиальна и консервативна: ведь ее смысл состоит в трансляции сквозь времена с помощью примера, показа и языка специфических форм опыта каждой социальной общности. Неподвижность, адинамичность - эссенциальное свойство культуры, без которой лишилось бы смысла понятие культурной преемственности. Таким образом, на второй ступени в категориальном аппарате культуры мы встречаемся с категорией традиция. В этой категории фиксируются моменты стабильности, устойчивости в сущности каждой конкретной культуры - то, что делает культуру каждый раз тождественный себе. По сути дела отказ от традиций и есть смена культурных ориентиров, смена культур.

Основа социальной динамики - смена традиций, т.е. именно ломка, преодоление культуры. Сложный сам по себе, этот процесс направляется мощными стимулами, лежащими вне культуры. Вместе с тем это внешнее воздействие должно проявляется во внутренних механизмах и фермент культурной динамики составляет процесс смены социальных идеалов происходит на высших этажах здания культуры.

Высшей ступенью в структуре культуры является идеал.

Главное содержание процесса существования культуры фиксируется в понятии "идеал", который и отражает содержание основных динамических характеристик культуры как вторичного детерминанта социального развития.

Культурный взрыв есть не только отбрасывание традиций, скачок, прорыв в культурном развитии, но в первую очередь смена общественных идеалов. Идеал можно охарактеризовать как высшее выражение социальных потребностей. Термином "социальные идеалы" обозначаются идеалы, присущие таким верованиям, которые связаны не с восприятием реальности, а с ценностями и оценками, с определением хорошего и плохого, полезного и вредного, добра и зла. Эти идеалы, оставаясь неосознанными, навязывают нашим действиям те или иные нормы, структурируют наше восприятие вещей.

Идеал -- всеединство истины, добра и красоты. Идеал -- сознательно творимый идеологами (учеными, философами, художниками, моралистами) образ будущей человеческой деятельности в любой из ее сфер. Политические, религиозные, правовые деятели функционируют на основе уже действующих социальных идеалов (так, идеологи Великой Французской революции разработали стройную систему взглядов, которые разделяли, пропагандировали и воплощали в деятельности руководители, трибуны и вожди революции).

Итак, по структуре идеал -- имеющее исторический характер единство познавательных, этических и эстетических явлений. Каждая составляющая этого триединства присуща в свою очередь относительная самостоятельность, которая и стирает в глаза наблюдателя моменты единства. Теоретическая трудность такой деятельности -- открытия, выявления единства -- усугубляется тем, что каждой из названных сфер присущи свои диалектические закономерности. В сфере познания и его высшего выражения - науки - главным противоречием является противоречие истины и заблуждения. В этике -- проблема Добра и зла, то есть проявление динамики общественной воли (то есть вопрос о свободе, выявление критериев), эстетика - диалектика прекрасного и безобразного.

Идеал всегда синтетичен, нельзя говорить о "научном", "нравственном" или "эстетическом" идеала. Но таков идеал в "идеале". Действительность обнаруживает противоречие внутри идеала -- противоречие, отражающее глубинные социальные конфликты, в таком распадающемся идеале и выявляется противоречие ранее слитых воедино компонентов.

Процесс разложения социального идеала сопровождается формированием нового идеала, в котором каждая третья составляющая выступает для первых двух в роли третейского судьи. Следовательно, можно сформулировать своего рода закон компенсаторности во взаимоотношениях познания, искусства и нравственности (безукоризненно рациональное поведение, вполне оправданное с позиций строгой морали, выглядит некрасиво).

Детерминанта социального развития -- культура (то есть относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию), во-первых, разлагает старый социальный идеал, во-вторых, формирует новый идеал и каждый раз ведущую роль играет иная составляющая (что и придает неповторимое своеобразие человеческой культуры).

Стоит различать три стадии в формировании высших этажей культуры, связанных с появлением высших социальных целей деятельности: стадию формирования социального идеала, стадию функционирования первичного (стихийно возникшего) социального идеала и стадию вторичного (возникшего в результате процесса смены) социального идеала. Мишель Бертран писал о существовании основополагающего различия между основанными и неосознанными идеалами, между теми идеалами, которые без нашего ведома структурируют наши действия, они полностью включены в нас и становиться как бы нашей второй природой, и теми идеалами, которые мы ставим перед собой как цель, которую нужно достичь, теми идеалами, которые уже существуют и как бы сами собой разумеются, и теми, которые мы строим сами.

Первичные импульсы социальных изменений исходят из экономики -- из объективной потребности в экономических преобразованиях, которые обнаруживают себя в социуме сначала чисто негативно, а именно как чувство, настроение, переживание некоего дискомфорта. При этом сама социальная система выглядит как монолит: ни в ней самой, ни в ее осмыслении, восприятии невозможно заметить какие-либо качественные изменения, сдвиги. И культура - нормы, обычаи, традиции - не претерпевают никаких перемен: в ее готовые формы, то есть формы социального опыта, укладывается вся социальная действительность, и практическая, и духовная, и духовно-практическая. И лишь отдельные наиболее чуткие к толчкам улавливают первые признаки грядущих перемен, притом не с помощью осмысления социальной реальности, не посредством аналитической деятельности, и не на основе теоретических построений.

Ведущий момент здесь -- бессознательные и полусознательные переживания, связанные с ощущением некоторой общей неудовлетворенности действительностью (от сознательного неприятия до стихийного отвержения, причем источник этой неудовлетворенности остается или скрытым или заменяется иллюзорным).

Именно это универсальное чувство неудовлетворенности - чувство возникает как предвестник эпохи кризиса, перелома, сдвига, переворота. Первоначально свойственное единичным пророкам оно постепенно охватывает более широкие круги. Но лишь тот, кто сквозь неприятие повседневной действительности сумеет прозреть хоть какие-то реальные контуры грядущего, для кого неприятие действительности станет катализатором такой духовности, итог которой -- целостный образ будущего, только он и выступает не просто как носитель, но и как агент культуры, ее творец.

Целостный образ всеобщего счастья, не похожего на успокоенность, нирвану, в сущности всегда был доминирующим духовной деятельности. Такой целостный образ - результат усилий, смысл которой состоял в отрицании сущего и творении на этой основе в дальнейшем внутренне нерасчлененного идеального образования.

Реально бытийствующее настроения, переживания, эмоции, не получат выражения, пока некто один не приходит, чтобы выразить их. Если эти построения, переживания, эмоции разделяют те или иные группы, не будучи в состоянии их выразить, их выразитель становится идеологом в широком смысле. Он накладывает отпечаток своей личности на все проявления духовной жизни: система его идей, образов, нравственных максимально объективизируется с субъективными моментами, содержащимися там.

Итак, “культура” в современном социогуманитарном знании – открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Культура, в современной культурологии, предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения, а не биологического наследования. Культура усваивается личностью в процессе ее социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения. “Категория “культура” обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически наследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самим людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения”. [Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 20.]

Т.о., культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, нравственную, правовую сферы и т.д. Эти виды культуры присущи всем культурам во все времена, но формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурных эпохах. В развитии культуры значительное место занимает технологический аспект. В зависимости от типов объектов, на созидание которых они направлены, технологии разделяются на продуцирующие и транслирующие символы, на созидающие физические объекты и на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идет становление и развитие человеческой личности, причем личность выступает:

  • объектом культурного воздействия (усваивает культуру в процессе своей деятельности;
  • субъектом культурного творчества (так как включена в процесс созидания культуры);
  • носителем и выразителем культурных ценностей (так как ее жизнедеятельность разворачивается в определенной культурной среде).

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определенные достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (глобальные проблемы и катастрофы). История культуры – это не только приобретения, но и потери. Поговорим о приобретениях, то есть о культурных ценностях.

В культурологии трудно обойтись без понятия “ценность”, так как ценности формируют ядро той или иной культуры. Существует множество определений понятия “ценность”, приведем наиболее общее. Ценность – это общепринятое убеждение относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов. Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, задающая образцы и стандарты поведения, определяющая поведенческую модель человека. С понятием “ценность” тесно связано и понятие “норма”. Культурная норма – это “устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть облачено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса”. [Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 122.] Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность подразумевает выбор и допускает полярность решений. Разветвленная система культурных ценностей и норм является необходимым условием выживания человека. Через систему ценностей и норм осуществляется регуляция человеческой деятельности. Питирим Сорокин писал: “Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук”. [Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430.]

Именно ценность является фундаментом всякой культуры. В обыденном понимании понятие “ценность”, как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины или заблуждения, красоты и безобразия и т.д. При этом оценка производится с позиции своей культуры, т.е. собственная система ценностей воспринимается как “подлинная”, исходная для отсчета хорошего или плохого. Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны.

В достаточно общем виде иерархию человеческих ценностей, сложившуюся как результат опыта культурной деятельности многих народов, можно представить так:

  1. сфера жизненных ценностей и благ (жилище, питание, одежда, комфорт и т.д.);
  2. отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);
  3. моральные ценности и прежде всего признанные ценности личности как неотъемлемого достоинства человека.

В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить так:

  1. уважение к жизни (благоговение перед жизнью) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто с человека снять не может);
  2. любовь к истине (искренность, любовь, трудолюбие и мужество стремления к ней);
  3. любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке и т.д.).

С этим непосредственно связано и уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой в нем раскрываются его лучшие качества. [См. Об иерархии ценностей: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.]

Можно выделить различные типы ценностей:

  1. ценности витальные, связанные с формами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;
  2. ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;
  3. ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства;
  4. ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра;
  5. религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека, поиска целей для будущего;
  6. художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты;
  7. семейно-родственные ценности, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции;
  8. ценности трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, удовлетворения результатами труда и т.п.

Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности. Такие культуры более эффективны в ситуациях внутренних или внешних кризисов. Обладая более богатым набором ценностей, они имеют более широкие возможности и для конструирования ответа, для более гибкой реакции и, следовательно, имеют более высокую ступень выживаемости.

Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Устойчивость развитых культур обеспечивается тем, что в них есть механизмы согласования ценностей без взаимного их разрушения, именно благодаря возможности уточнять смысл ценности и соотнесения ее к фиксированному уровню.

Есть большая разница в восприятии ценностей людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их индивидуальных установок, и от универсальных ценностей, являющихся совокупностью идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания и т.д. Например, основные ценности и нормы сформулированы в Нагорной проповеди и в основных моральных наставлениях всех мировых религий и этических систем. Нигде мы с вами не найдем поощрение убийства, насилия, воровства и т.п. Но в разных законодательных системах за эти преступления предполагаются различные наказания. Т.о., ценности, распространенные повсеместно, одинаковые или сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть, они вечны и обязательны для всех обществ. Но конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктом той или иной культуры.

В проблеме изучения культурных ценностей есть еще один немаловажный аспект. Это изменения в системе ценностей. Время от времени в различных культурах возникают опасения, что может произойти размывание культурного, ценностного ядра, подмена “своих” ценностей “чужими”. Например, в наши дни и в нашем обществе большая обеспокоенность проявляется в связи с “американизацией” русской культуры.

Ценности (и на уровне личности, и на уровне общества) обнажаются в ситуации кризиса или конфликта. Между тем, ценности ядра любой культуры невозможно изменить ни доказательством их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. Изменения этого ядра проходят сравнительно медленно, даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезает оно вместе с самой культурой.