Элементы хороших манер.
Правила приветствия.Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Приведем некоторые советы и рекомендации.
Например, для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством «Здравствуйте!», «Добрый день», но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно равнодушно сказать «Здравствуйте», кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе — сказать, например, «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собственного имени — приятная мелодия для любого человека.
Обращение без имени — обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а еще лучше — по имени и отчеству — это обращение к личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное расположение. Такое приветствие говорит о культуре человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку. Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.
Международный этикет приветствий, как правило, одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее подходит к данной ситуации. В приветствии постарайтесь выразить свою доброжелательность исимпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не поленитесь улыбнуться человеку или людям, к которым вы обращаетесь. Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой - со старшим, проходящий - со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном. Рукопожатие - традиционный, символический жест. Смысл древнего обычая подавать правую руку для приветствия - показать, что в ней нет оружия. В наше время без рукопожатия можно обойтись (особенно если часто приходится вступать в контакт). Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие должно быть коротким. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку. Более пожилые тоже в этом имеют приоритет. Приветствовать знакомых, сидя за столиком в ресторане или кафе,можно только кивком головы. Старшим по возрасту и женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если вы находитесь в обществе дамы, то привставать не надо. Нарушением этикета считаются шумные приветствия. Не привлекайте внимания всех присутствующих к вашему появлению и приветствию. Приветствие является приличным и вполне допустимым способом вступить в разговор или завязать знакомство.Правила приветствий предусматривают не только их форму, но и условия применения той или иной формы. Первыми приветствуют: младшие -старших, студенты – профессора, мужчина - женщину, опаздывающие - ожидающих, входящие - присутствующих. Так, даже женщина, присоединяясь к обществу, обязана приветствовать присутствующих, не ожидая приветствий со стороны собравшихся. Уходя, женщина также прощается первой.
Приветствуя женщину или старшего по возрасту и положению, мужчина обязан встать или, если приветствуемый лишь проходит мимо, не намереваясь вступить в разговор, приподняться, т.е. обозначить вставание.
Главные требования к приветствиям - дружелюбность, доброжелательность. Приветствие, как правило, сопровождают улыбкой. Обязательность требований этикета подразумевает, что их необходимо соблюдать независимо от психологического состояния или иных факторов личностного характера. В гостях хозяйку дома приветствуют в первую очередь, даже если у вас с ней натянутые отношения, здороваются со всеми знакомыми, включая тех, кто вам по тем или иным причинам неприятен.
Правила представления, знакомства. Первый шаг к установлению знакомства - представление. Представляться можно лично и через посредника. Представиться (представить) - значит назвать имя, отчество и фамилию. Существует ряд общепринятых правил этикета, регламентирующих представления и знакомства: мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым; младших по возрасту или положению мужчин и женщин представляют старшим (по возрасту, положению, рангу); при равном положении молодой человек представляется пожилому; один человек всегда представляется паре, группе или обществу (даже женщина представляется супружеской паре первой).
При представлении одного человека обществу громко называют его имя и фамилию: в этом случае нет необходимости подводить его к каждому из присутствующих, представляемый отвешивает легкий поклон всему обществу, а не каждому отдельно. При знакомстве двух людей посредник должен не только подвести их друг к другу и сказать «Познакомьтесь», но и назвать представляемых, обращаясь соответственно к женщине, старшему по возрасту, чину, положению в обществе. Если знакомятся люди одного возраста и пола, то посредник представляет менее знакомого ему человека более знакомому. Членов своей семьи представляют (знакомят), называя только имя без фамилии. Представление и знакомство чаще всего сопровождается рукопожатием. При этом действуют следующие правила: первым руку подает тот, кому представляют человека; женщина - мужчине; старший - младшему по возрасту; начальник - подчиненному. Если рука для рукопожатия не подается - отвешивается легкий поклон. Рукопожатие не должно быть слишком сильным или слишком слабым. Нельзя трясти руку, пожимать ее двумя руками или подавать для рукопожатия только пальцы. Мужчина всегда подает руку без перчатки, женщина может не снимать перчатку. После представления в знак установления знакомства принято обмениваться несколькими фразами или вступать в непродолжительную беседу. Инициатива такой беседы должна принадлежать женщине или старшему по возрасту и положению.
Подарки и правила хорошего тона в деловой жизни.Одной из уникальных форм общения, установления знакомства и поддержания контактов, выражения расположенности и признательности, демонстрации нравственно-психологических принципов является преподнесение подарков, в узком смысле, дарение – в широком.
Принцип дарения пронизывает основные сферы социальной жизни. Он характеризует отношение к собственности и подчеркивает место человека в социальных связях. Дар существует вне экономических, коммерческих процедур, но опосредовано он включается в единый процесс обмена и потребления. Социологи относят дар к тотальным социальным фактам. Как вид обмена он способствует поддержанию состояния равновесия (экономического баланса).
Преподнесение подарка – явление далеко не произвольное. В некоторых ситуациях обмен дарами строго нормируется. Примером строгой регламентации может служить дипломатический протокол, политические отношения, деловое общение. В этом случае принято определять субъектов, вступающих в процесс обмена дарами, оговаривать место и время встречи, а также вещественное выражение даров, дабы исключить корысть, подкуп, коммерческую интригу. Сущность дара противоречива: будучи внешне бескорыстным, он имеет скрытый утилитарный характер.
Феномен подарка связан с передачей чего-либо в безвозмездное пользование чего-либо. Чаще всего подарком может быть предмет, угощение, деньги. Особую разновидность воздаяния составляет деятельность, расцениваемая как благо и выражающая себя в помощи как материальной, так и моральной.
В культуре поведения исторически сложилось, что подарок включен в субъект-субъективное отношение, состоящее из дарения, принятия дара и возвращения его. Дары, находя себя в конкретных выражениях (подарок, сюрприз, услуга, помощь, взаимоподдержка) имеет не столь социальное, сколько морально-психологическое звучание. Они в определенной степени представляют собой обнаружение некоторых личностных качеств. Среди индивидуальных черт характера, способствующих дарению, можно назвать щедрость, благодарность, сочувствие, общительность, внимание, дружелюбие и пр.
То, что преподносится бескорыстно и безвозмездно только тогда, так воспринимается должным образом, когда сопровождается возвышенным состоянием духа, желанием доставить радость или удовлетворение не только тому, к кому обращен дар, но и к тому, кто этот дар преподносит. Подарок исключает расчет на вознаграждение. И вместе с тем, любое благодарение, выраженное предметно или действенно, ищет отзвуки в оценке, памяти, одобрении. Однако неблагодарность не должна препятствовать благим деяниям и дарам. Сущность дара и его отличительные особенности как коммуникативного фрагмента определяются процедурами преподнесения и принятия. Искажение или отклонение от заданного механизма способны превратить дар в торг, сделку, взятку, ссуду, подачку.
Парадокс дара состоит в том, что он может не только оптимизировать отношения, наполняя их радостью, любовью, вниманием и уважением, но и дискредитировать отношения привнося оттенки унижения, уничижения, оскорбления, зависимости не впрямую, а косвенно. Дар или благодеяния способны создать иллюзию добра или утвердить зло в таких его формах как подкуп, месть, лицемерие. Этот факт был давно отмечен в истории культуры. Например, задаваясь вопросом, почему римляне подозрительно относятся к подаркам жен мужьям и мужей женам, Плутарх считал, что отказ от подарков устраняет возможность угодничать и преследовать корыстные намерения в супружестве. «А может быть дело в том, – рассуждал Плутарх, – что у мужа и жены все должно быть общим? Ведь кто принимает подарок, тот показывает этим, что все остальное, недаренное, не его, так что, даря друг другу мало, супруги отнимали бы друг у друга целое».
Какой бы притягательный вид не принимали дары, они теряют характер, истинное свое назначение, если вызваны просьбой или проволочкой, потому что подлинные вознаграждения предвосхищают желания. Дар не может быть ничтожным или оказанным всуе, он должен превышать меру жесткой необходимости.
При дарении важна техника исполнения процедуры преподнесения – принятия. Как, когда, с какой целью, кому и от кого – прояснение этих вопросов способствует утверждению факта дарения как исключительно дара, без тени негативных и нежелательных морально-психологических переживаний.
Подарок предполагает особый эмоциональный настрой: его охотно и без колебаний преподносят и также принимают. Преподнесение подарка и принятие его требуют особой любезности и учтивости, а также соблюдения некоего нравственного принципа людьми, связанными фактом дарения. Дарящий должен тотчас забыть об оказанном, принимающий – никогда не забывать о полученном благодеянии. Здесь неуместны пренебрежение, подобострастие, нерешительность.
Отказ от подарка возможен в том случае, если он имеет явно меркантильный, утилитарный или провокационный характер либо вид откровенной коммерческой услуги.
Угощение является одним из видов дара. Гостеприимство имеет национально-этнографические традиции, регулируется нравственными и этикетными предписаниями, принимая порой вид сложных ритуальных действий. К действиям, направленным на благо, или безвозмездную помощь, относятся милостыня, попечительство, благотворительность и спонсорство.
Преподнесение подарков регулируется предписаниями служебного этикета. Предписания, указывающие условия, при которых возможны факты дарения, могут приобретать статус административных норм. Так, во многих странах должностным лицам запрещается принимать подарки. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов или создают рабочие группы по этическим нормативам. Такой подход помогает избежать столкновение интересов, которое могло бы подорвать единство целей компании и ее работников. В рамках служебного этикета регламентацию, касающихся подарков проводят для того, чтобы избежать подозрений о подкупе влиятельных лиц, взятках, сделках и пр.
В деловом общении имеет большое значение, чтобы подарок не выглядел откровенно коммерческим или корыстным, поэтому существуют общие требования к его выбору: цена подарка не должна быть высокой, поскольку это ко многому обязывает того, кому его преподносят; подарок следует безупречно упаковать, так как именно упаковка создает первое впечатление о нем; в качестве подарка не желательно преподносить предметы личного пользования, лучше, если предметы, выбранные для дарения символизируют деловое общение (например, канцелярские принадлежности), можно использовать сувениры или забавные непритязательные вещи из кухонной утвари, а также игрушки; универсальными подарками остаются цветы и книги по интересам, а вот с продуктами питания и напитками следует быть осторожными, так как они оправдывают себя только в отдельных случаях.
Заслуживает внимание и процедура преподнесения подарка. В деловом общении приемлемы разные варианты – от торжественно ритуальных до дружески непринужденных, лишь бы они привносили в отношения людей удовлетворение, радость и расположение друг к другу. В правила хорошего тона входит требование выражать благодарность за подарок или благодеяние. Благодарность, выраженная словами, мимикой, жестом или в виде открытки, письма, записки, а также факсом или телефонным звонком должна выражать искреннюю признательностью.
7.3.ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ.Культура застолья.Совокупность правил, регулирующих поведение людей во время приема пищи, в развитии общества были определены достаточно рано. В системе трудовой деятельности людей естественная потребность в утолении голода приобретает надынстинктивный характер. По тому, как изменялась процедурная сторона приема пищи, можно судить об этапах развития общества и состоянии культуры.
Совместное отношение к пище можно рассматривать как следствие коллективного труда и коллективного распределения его продуктов. Принцип первобытного коллективизма оказал влияние на возникновение обязательных поведенческих стереотипов и процедур по отношению к пище. В жизни различных племен периода дикости наблюдали следующие общие тенденции: охотник, принесший добычу, при ее дележе редко пользовался преимуществом по сравнению со своими сородичами. Зачастую охотнику вообще запрещались демонстрировать к ней какую-либо причастность: выбирать лучший кусок или брать больше, отдавать в долг, или обменивать причитающийся ему кусок на необходимые предметы. Вместе с тем ему полагалась поддержка соплеменников в виде похвалы и искренней радости в связи с удачной охотой.
В реальной социальной практике первобытного общества требования к поведению в процессе приема пищи оборачивались системой жестких запретов, заклинаний, проклятий, магических действий. Так, в «период дикости» существовало представление, что с помощью магических действий над остатками пищи и предметами, бывшими при этом в употреблении, можно нанести человеку вред, пока существует связь между тем, что находится в его желудке и тем, что осталось после еды. Опасаясь негативного влияния магических заклинаний, многие первобытные народы стали уничтожать все оставшееся после еды, устраняя, таким образом, источники загрязнения, инфекций и заболеваний. Суеверие оказало влияние не только на формирование санитарно-гигиенических правил. Оно повлекло за собой распространение гостеприимства и дружелюбия, доверия к тому, с кем принимаешь пищу, делишь трапезу. Это было связано с предубеждением, что совместное поедание одной и той же пищи исключало возможность распространения магических действий на всех сотрапезников.
Действия, сопровождающие трапезу (с др. гр. стол, кушанье) не сразу стали устойчивыми и обязательными. Многие из них наряду с чисто утилитарными постепенно приобретали ритуальный характер. При этом непосредственный процесс насыщения уступал значимости самого социального факта. Постепенно трапеза становится символом или знамением события, празднества, знакомства, дружеской встречи или время препро-вождения. Плутарх в своих «Застольных беседах» показывает, как, вкушая, сотрапезники рассуждали о должном поведении хозяина и гостей в процессе трапезы. Вопросы касались практики застолий, например, должен ли хозяин дома указывать гостям их место в ряду других гостей или предоставлять выбор места им самим, следует ли подавать всякому участнику застолья отдельную порцию или подавать кушанье на общем блюде.
Процедура трапезы претерпела значительное изменение в связи с появлением стола в изначальном его виде – доски, установленной на высокие козлы, что способствовало установлению новых движений и поз во время приема пищи. Вкушение за высоким столом стало отличительной особенностью поведения христиан в отличие от язычников. Высокий стол, используемый для приема пищи, оказал влияние на отличие бытовой и поведенческой культуры европейских народов от большинства народов Азии, где принято во время еды сидеть на полу, а пищу класть на скатерть или переносной низенький столик.
В позднем средневековье наблюдался процесс, которые историки называют цивилизационным. Он предполагал перестройку и резкое изменение в организации и оформлении основных сфер жизнедеятельности людей, включая в обиход принципиально новые и неизвестные для того времени бытовые привычки. Однако этот так называемый цивилизационный процесс охватил не все слои населения сразу. Культивирование поведения за столом начиналось с привилегированных слоев общества, имеющих материальное благосостояние, а также досуг и особую систему просвещения и обучения. С конца ХУ – нач. ХУI вв. установились нормы поведения за столом для человека благородного происхождения.
Механизмом, формирующим застолье, служат исторически определившиеся требования к внешней культуре поведения. Создание внешней формы поведения за столом есть некая игра по правилам, которые добровольно приняты участниками. Ратуя за достижение «морального блага», И. Кант утверждал, что «нигде чувственность и рассудок, соединенные в потреблении, не могут столь долго продолжаться и столь часто повторяться с удовольствием, как за хорошим столом в хорошем обществе».
Вкус, опирающийся на разум, – вот, что обеспечивает «благородное застолье», которое с необходимостью включает в себя, по мнению И. Канта «взаимное и общее удовольствие», обусловленное соблюдением неукоснительных принципов: « каждое пиршество и без особой договоренности имеет некую святость и долг умолчания, вкушение пищи за общим столом должно рассматриваться как формальность подобного договора взаимной безопасности», к столу должно быть приглашено определенное количество участников, «оно должно быть не меньше число граций и не больше числа муз», «нельзя допускать за столом «внезапной тишины, которая иногда наступает, – это скверный случай, грозящий скукой». Особое место в культуре поведения за столом отводится теме разговора и его ведению. Тема должна интересовать всех, без надобности ее не следует менять, а, напротив, необходимо создавать такие условия, чтобы каждый участник в силу своего желания и компетенции принял участие в ее обсуждении. Кроме того, нельзя допускать, чтобы за столом разгорались страсти и споры, которые разъединяют сотрапезников и привносят в атмосферу общения негативные эмоции: обиду, раздражение, и даже озлобленность.
Процедура застолья предполагает культуру умений и культуру воли. Первая обеспечивает инструментарий, техническую сторону застолья, выраженную в манерах, а вторая гарантирует предпочтение добрых намерений в поступках и действиях над недобрыми.
Важное место в процедуре застолья отведено размещению, рассаживанию его участников. Высокий обеденный стол и стулья с жесткими спинками сдерживают активность сотрапезников, придавая статичность и усеченность их движениям, сужая круг непосредственных контактов. Современный интерьер столовых, гостиных и мест, отведенных для застолий, включает в себя разнообразную конфигурацию мебели, предназначенной для трапезы столы высокие и низкие, стационарные и передвижные, а к ним не только стулья, но и кресла, банкетки, пуфы. Такой интерьер призван создать между людьми отношения тепла или отчуждения, близости или дистанции. Сотрапезники усаживаются за стол не столько насытиться, сколько, вкушая, приобщиться к разговору, разделить интерес, установить и закрепить знакомство, расслабиться, отдохнуть. Такое застолье приобретает настроение игры, экспромта, символа
В деловом общении застолье дает уникальную возможность поближе познакомиться с кругом людей, вовлеченных в определенное направление социальной деятельности: с руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, сослуживцами и клиентами. Неформальная атмосфера застолья и дополнительное время, отведенное для него, а также некая морально-психологическая раскованность и расположенность людей друг к другу, которые вдруг возникают во время трапезы гораздо активнее, чем какие-либо другие отношения, стимулируют продвижение дел или рост карьеры. Именно поэтому для «делового человека, начинающего свою карьеру, умение сочетать решение рабочих задач с трапезой – один из самых эффективных способов достичь успеха».
Манеры поведения за столом заслуживают особого внимания. Именно застольный этикет, связанный с техникой приема пищи способен помочь продемонстрировать уверенность в себе, сдержанность, способность владеть собой, контролировать свои действия и поступки. Среди правил поведения за столом есть вещи вполне очевидные. Многие из правил застольного этикета, известные еще с детства от воспитателей, не утратили своей актуальности для делового застолья: уметь пользоваться салфеткой, не разговаривать с полным ртом, не нагибаться над тарелкой, не жевать с открытым ртом, ничего никуда не макать, не пользоваться за столом зубочисткой и пр. Наряду с «азбучными» правилами застольного этикета существуют советы, которые предостерегают от казусных и нелепых ситуаций за столом при деловом общении.
Есть два способа принимать пищу – американский и континентальный (или европейский). Первый состоит в том, что можно есть вилкой, держа ее правой рукой, перед этим отрезав кусочек пищи ножом, который потом кладут на тарелку, а вилку из левой руки переносят в правую. Второй способ предполагает брать пищу вилкой, держа ее левой рукой после того, как кусочек пищи отрезан ножом, который находится в правой руке. Следует соизмерять темп поглощения пищи с сотрапезниками и не стараться подбирать с тарелки все до последней крошки, не заказывать блюд, пачкающих руки, пусть даже они и очень нравятся, а также блюд, с которыми непривычно справляться. Застольный этикет, должен быть ориентирован на национальные и этнографические, а также религиозные традиции, которые следует учитывать, если в круг делового застолья приглашены иностранные гости или партнеры по бизнесу.
Сервировка стола – это своеобразное искусство. Скатерть должна быть белой, чистой. Для семейных торжеств допускаются и цветные скатерти. Для каждого приглашенного желательно предусмотреть 50 см пространства за столом чтобы он чувствовал себя оптимально. Сервируется стол следующим образом:· тарелка для первого блюда ставится на сервировочной тарелке,· на нее или под ней ставится салфетка,· справа ставятся ножи режущей стороной к тарелке, дальше всего для первого блюда (обычно для рыбы),· перед тарелкой ставится вилка и ложка для десерта и бокалы. A-салфеткаH- вилка для рыбы B– сервировочные I- - « - второго блюда тарелки C– тарелка для первого J- - « - салата D- для хлеба и масла K- нож сервировочныйE- бокал для воды L- - « - для рыбы F- - « - белого вина M - ложка для первого G- - « - красного вина N- « - десерта и вилка для тортаБокалы располагается перед тарелками в такой последовательности: для крепких напитков, вина и воды. На торжественных обедах после каждого блюда тарелки меняются. Содержание обеда и виды блюд зависят от финансовых возможностей. Главное правило – простота и изысканность. Сами блюда подаются в такой последовательности:· Начинается с аперитива – водка, виски, ром, вермут, джин. · Закуски – салаты, сельдь, шпроты, пирожки, пицца, грибы и др. К закускам рекомендуется белое полусухое вина, водка.· Бульоны и супы. Они подаются в пиалах, чашках, специальных или обычных тарелках.· Рыба - сервируется на специальных тарелках, к рыбе подают белое сухое вино или шампанское.· Мясное блюдо, к ней подают красное вино.· Десерт сервируется сладкими или полусладкими винами.· Свежие фрукты.· Кофе или чай. К кофе для дам подается ликёр, а для мужчин – коньяк. Когда приходит время пустить рюмки в дело, мы без разбору ставим их на стол. Но следует учесть, что каждой чарке свой час. Для шампанского Вода Коньяк Вино белое красное Шампанское Красноеполагаются высокие узкие или сужающиеся к краям бокалы на ножке. Существует правило: чем крепче напиток, тем меньше емкость. Для белого столового вина полагаются рейнвейнские рюмки емкостью 100 мл; для красного столового - лафитные (125 мл); для крепких и десертных вин - мадерные, объемом 75 мл. А для крепких ликеров, которые обычно подаются к десерту или кофе, совсем маленькие рюмочки: 25-30 мл.
Под водку и подобные крепкие напитки подаются классические рюмки вместимостью всего 50 мл. Коньяк принято пить из шарообразных рюмок разной величины - от 75 до 250 мл. При этом следует помнить, что в последнем случае рюмка наполняется только на четверть объема. Собственно говоря, любой сосуд для алкогольных напитков наливать до краев не полагается. Полезные советы:
Как есть бутерброды , сандвичи.По способу приготовления бутерброды делятся на три большие группы: открытые, накрытые (сандвичи) и слоеные.
Открытые бутерброды готовят из одного ломтика хлеба, намазав его маслом и положив сверху какую-либо приправу. Сандвичи, напротив готовят из двух ломтиков хлеба, между которыми кладутся различные мясные и овощные продукты.
Слоеные бутерброды состоят из нескольких больших ломтей хлеба, сложенных вместе, на каждый из которых положено мясо, кусочки курицы, сыр, паштет, пюре и т. п.
Бутерброды и сандвичи берут руками, если их подают с напитками до начала обеда. Желательно, чтобы размер бутерброда или сандвича был невелик, тогда его можно будет съесть в 1-2 приема, что безусловно удобнее, когда вы стоите. Когда размер бутерброда велик, или вам предлагается многоэтажный "клубный" слоеный бутерброд, то их удобнее есть, сидя за столом, с помощью закусочной вилки и ножа.
Как есть горячие закуски.Большинство горячих закусок подают в той посуде, в которой они были приготовлены: в кокильницах - металлические створки раковины с ручкой, кокотницах - 100-граммовые кастрюльки с длинной ручкой и в порционных сковородах с двумя противоположно расположенными ручками.
Кокиль в кокильницах, кокот в кокотницах, солянку (мясную или рыбную) в порционной сковороде ставят на пирожковые или закусочные тарелки и подают каждому гостю так, чтобы ручка кокильницы или кокотницы была слева от сидящего за столом. При этом на ручки кокотницы и кокильницы во избежание ожогов надевают так называемые папильотки. Папильотка для кокотницы представляет собой бумажную трубку с разрезанным и красиво завернутым концом, а для кокильницы - треугольный бумажный колпачок. Рядом с кокилем или кокотом кладут прибор для еды: к кокилю вилочку, к кокоту - кофейную или чайную ложку, ручки которых должны быть повернуты вправо. Запеченую еду (жюльены) едят с помощью маленькой ложечки "мокко".
Как есть спагетти. Спагетти (итальянское национальное блюдо в виде тонких длинных макарон) при еде требует большого искусства и сноровки. Итальянцы едят это блюдо только одной вилкой. Иностранцы прибегают к помощи ложки, которую держат в левой руке, а вилку - в правой. Пять-шесть спагетти аккуратно накручивают вокруг вилки, придерживая их ложкой. Если это затруднительно, можно время от времени нарезать спагетти вилкой.
Как есть суп или бульон c cухарями. Бульоны или прозрачные супы можно подавать как в чашке с одной или двумя ручками, так и в суповой тарелке. Бульоны из чашки едят десертной ложкой, держа ее в правой руке, а супы - столовой. Бульонные чашки и тарелки обязательно ставятся на подносик или сервировочную тарелку, на которую после окончания еды вам необходимо положить ложку, если вам подавали суп в чашке. Если же суп был подан в суповой тарелке, ложку принято оставлять в ней. Бульон с пирожком едят из бульонной чашки, поставленной на блюдце. Ручка чашки при этом должна быть справа, а пирожок - слева. Пирожок держат большим и указательным пальцами левой руки и откусывают от него по кусочку, запивая бульоном.
Ложку, когда едят суп, направляют при зачерпывании от себя и подносят ко рту острым концом. Доедая суп, тарелку чуть наклоняют от себя. Если бульон, поданный в чашке, не очень горячий, то вы можете его выпить, взяв чашку или за одну, или за две ручки. Бульон, поданный с омлетом, фрикадельками и т. п. едят десертной ложкой. При этом чашку с блюдцем ставят перед гостем ручкой влево.
Если к супу подают сухарики или гренки, то сильно обжаренные сухарики (или профитроли) бросают в суп после того, как его наливают в тарелку и подают к столу. Гренки (небольшие кубики поджаренного белого хлеба) либо кладут в суповую тарелку заранее, либо подают на стол горкой на отдельной тарелочке. Устричные крекеры, так же как и другие виды сухого печенья, кладут на закусочную тарелку и бросают в суп по 2 - 3 штуки. Содовые крекеры, которые подают к густой похлебке из рыбы, свинины, моллюсков, разламывают на 2 - 3 части и бросают в похлебку.
Как Есть Хлеб. Хлеб берут рукой, а не вилкой, с общей тарелки и кладут на пирожковую тарелку, которая находится слева от подставной тарелки и специально предназначена для хлеба. Небольшие кусочки хлеба отламывают от ломтика (или булочки) пальцами левой руки и отправляют в рот. При этом вилку кладут зубцами вверх на край тарелки, а нож остается в правой руке.
О том, как правильно намазывать хлеб маслом, рассказывается в разделе Как есть паштет и сливочное масло.
Если хлеб надо намазать медом или вареньем, то ломтик хлеба, прежде всего, разрезают на продолговатые кусочки и только потом намазывают их вареньем или медом по мере употребления.
По правилам этикета не рекомендуется:
1 откусывать кусочки хлеба от целого ломтя;
2 не следует крошить хлеб в тарелку с целью подобрать оставшийся там соус;
3 намазывать маслом хлеб, держа его на ладони.
Оплата счета в ресторане.Обычно счет оплачивает тот, кто приглашает в ресторан. Если вы договорились с коллегами, что разделите расходы, то оплачиваете половину суммы, включая чаевые. Как правило, разница в стоимости заказанных блюд вами и вашим спутником не принимается во внимание. Это не распространяется на ситуацию, если ваш коллега заказал минимальный заказ (например, чашку кофе), в то время как вы - полный обед.
Порой в ресторанах приносят отдельные счета за "выпитое" и "съеденное". В этом случае возможно, что один оплачивает первый счет, а другой - второй. Однако все эти детали решаются по взаимной договоренности в отсутствие официанта.
Если мужчина обедает с женщиной-коллегой, то она может сама оплатить свою часть расходов.
Официант приносит счет тому, кто делал заказ. Счет подается так, чтобы сумма была не видна. Если встречу в ресторане оплачиваете вы, то нет нужды демонстрировать, сколько на нее было потрачено.
При оплате счета кредитной карточкой к указанной сумме следует добавить чаевые. Но чаевые можно дать и наличными.
Как есть мясные блюда.Горячие и холодные мясные блюда едят с помощью большого обеденного прибора: придерживая вилкой основной кусок мяса, ножом от него отрезается один маленький кусочек, который вилкой направляется в рот, затем процедура повторяется. Начинают с того края, который дальше от вас. Не принято разрезать сразу весь кусок мяса на более мелкие части.
Колбасу, окорок, ветчину, буженину подают к столу нарезанными. Их кладут к себе на тарелку и своим ножом и вилкой, освобождая от кожицы, едят.
Сосиски ни в коем случае не берут руками. Едят их с помощью ножа и вилки. Свиную, телячью и баранью отбивные едят ножом и вилкой, срезав мясо с кости и разделив его на две-три части. Кость, обернутую пергаментной бумажкой, можно взять в руку и обглодать. Когда такой бумажки нет, есть отбивную можно только с помощью ножа и вилки.
Блюда из рубленого мяса (котлеты, рубленый бифштекс, биточки, шницели, голубцы, пельмени, тефтели, люля-кебаб) ножом не разрезают, а разделяют на кусочки вилкой, держа ее в правой руке, ножом можно только придерживать. В этикете еды существует такое правило: если мясные кушанья легко разделяются одной вилкой, пользоваться ножом вообще не следует. Так же едят запеканки, рулеты, яичницы, отварные и жареные овощи и котлеты, биточки из рыбы и овощей. В ресторанах к этим блюдам нередко подают и нож.
Соусом или подливой поливают мясо или рыбу, а не гарнир.
Мясное фондю - кусочки мяса на длинной вилке, погружаемые в кипящее масло, - принято есть следующим образом: мясо извлекают и дают ему остыть на тарелке. Едят с помощью обычной вилки. Затем на специальную вилку насаживают новый кусок и вся процедура повторяется.
Шашлык, если он является закуской, едят прямо с шампура. Поданный в качестве основного блюда, шашлык берется вилкой и выкладывается на тарелку, начиная с самых нижних кусочков. Едят его вилкой и ножом.
Мясные соусные блюда подают на мелких столовых тарелках и едят их при помощи столовых ножа и вилки. Мелкие кусочки мяса и гарнира, которые невозможно наколоть вилкой, захватывают на вилку при помощи ножа.
Если соусное блюдо, например, рагу, приготовлено с косточками, то каждый кусок при помощи ножа и вилки вначале освобождают от косточки, срезая мякоть ножом или придерживая его за косточку, снимают мякоть вилкой. Затем косточку берут при помощи ножа на вилку и кладут на край тарелки, а мякоть едят, как обычный кусочек мяса.
Не рекомендуется доедать оставшийся на тарелке соус, предварительно накрошив в него кусочки хлеба.
Пиццу разрезают ножом на удобные для еды куски, которые берут руками.
Запеканки, теплые паштеты, творожники едят с помощью вилки, держа ее в правой руке. В этом случае, сервируя стол, вилку кладут справа от тарелки.
Блины с начинкой, омлеты, паштет в корзиночках из теста разрезают ножом и едят с помощью вилки. Точно так же едят фаршированные овощи.
Как есть мясо птицы.Правилами этикета предусмотрены два способа употребления птицы и дичи.
Если к столу каждому из гостей не подают полоскательницу для ополаскивания пальцев, то птицу и дичь едят только с помощью столовых ножа и вилки, осторожно срезая мякоть с косточек. Не следует отрезать за один раз больше, чем два или три кусочка. Все то, что не удается срезать с помощью вилки и ножа, остается на тарелке.
Если же сервировкой предусмотрена подача чаши для ополаскивания пальцев, то тогда основную мякоть срезают с косточек и едят при помощи ножа и вилки, а косточку с оставшимся небольшим количеством мяса можно взять большим и указательным пальцами правой руки и аккуратно доесть мясо. После этого косточку следует положить на край тарелки, а пальцы сполоснуть в полоскательнице и вытереть салфеткой.
Небольшие куриные ножки с надетой на косточку фольгой или гофрированным бумажным колпачком можно брать руками.
Куриные крокеты нужно разламывать вилкой, а затем маленькими кусочками отправлять в рот.
Котлеты по-киевски, приготовленные из тонко отбитого куриного филе начиненного сливочным маслом, нельзя брать за папильотку, надетую на косточку, и откусывать. Это некрасиво. Кроме того, косточка с папильоткой под тяжестью котлеты может отломиться, что доставит вам и соседям массу неприятностей.
Чтобы масло не брызгало во все стороны, а вытекало постепенно, следует в месте, где папильотка соприкасается с котлетой, зубцами вилки осторожно проколоть котлету в нескольких местах, держа ее на тарелке. Затем, начиная с левого конца, желательно аккуратно, придерживая вилкой, отрезать котлету ножом по кусочку и есть. Когда котлета будет съедена почти до косточки с папильоткой, оставшуюся часть мякоти можно доесть, взяв косточку пальцами правой руки за папильотку.
Полоскательница для рукНа званом вечере после блюд из спаржи, раков или жаркого из мяса, птицы гостей обносят небольшими мисочками с ароматизированной водой, в которой можно ополоснуть кончики пальцев. Этикет предполагает, что сначала окунаются пальцы одной руки, а затем другой, после чего руки вытираются салфеткой. Если полоскательницу приносят на десертной тарелочке, прикрытой небольшой салфеткой, то ее положено ставить слева от себя. На официальных обедах лимон в полоскательницу не кладут, хотя на поверхности воды могут плавать лепестки цветов. Плавающий ломтик лимона вполне уместен после обеда, на котором подавали омара.
После жареных цыплят ("табака") подают смоченные салфетки, для того чтобы можно было обтереть пальцы. Они могут быть положены на тарелочку для хлеба уже при сервировке стола.
На приемах, когда подаются восточные блюда, например, плов, перед едой принято подавать охлажденные влажные полотенца, чтобы гости могли освежиться. Ими обтирают руки, а в очень жаркую погоду также лоб и губы. Использованные полотенца возвращают на поднос.
Как есть паштет и сливочное масло.Масло подается к столу или в форме небольших фигурок, чаще всего кубиков, лежащих на особой тарелочке, или брусочком в масленке. К маслу прилагается специальный нож для масла. Масло можно намазывать на все виды хлеба, тосты, лепешки, кукурузные початки. Желательно масло вынуть из холодильника за 10 - 15 минут до подачи на стол.
Сливочное масло берут специальным ножом из масленки или с тарелочки, на которой лежат кубики масла, и кладут на пирожковую тарелку, которая находится слева от подставной тарелки. Если среди столовых приборов нет ножа, специально предназначенного для масла, можно использовать любой нож, но при этом необходимо следить за тем, чтобы остатки других кушаний не переносились этим ножом на общее масло. Хлеб, лежащий также на пирожковой тарелке, удерживается пальцами левой руки и намазывается маслом, паштетом или закусками, но только та часть хлеба, которую собираетесь откусить. Если же вы намажете маслом, паштетом или закусками весь кусочек хлеба, то такой хлеб вам придется съесть, используя вилку и нож. Не следует намазывать ломтик хлеба маслом, держа его на весу. Если тарелочки для хлеба на столе нет, то ломтик хлеба можно положить на край закусочной тарелки.
Масло в овощи кладут вилкой, а не ножом. Кукурузные зерна, рис, картофель - все, что лежит у вас на тарелке, заправляется маслом и перемешивается вилкой. Паштеты обычно едят вилкой, но можно и ложкой; лучше намазать паштет на кусочек хлеба.
Зубочистка.За столом нельзя пользоваться зубочисткой. Если кусочек пищи застрял в зубах или протезе, следует дождаться паузы, извиниться, встать из-за стола и пройти в ванную, где с помощью зубочистки или промывания следует освободиться от мешающего кусочка пищи. В Америке этим правилом пользуются неукоснительно, в Европе же считается вполне уместным удалть кусочек застрявшей пищи зубочисткой прямо за столом, прикрывшись салфеткой.
Как сидеть.За столом рекомендуется сидеть прямо: нижняя часть спины прижата к спинке стула, а ступни ног полностью касаются пола. Некрасиво во время сидеть за столом с перекрещенными ногами. Руки, когда они не заняты ножом и вилкой, можно опустить на колени, хотя более естественной кажется поза, когда правая рука лежит на коленях, а запястье левой руки - на столе. Разрешается иногда ставить локти на стол между подачей блюд, но не тогда, когда вы едите. Брать еду из общей посуды следует разложенными рядом с нею столовыми приборами - чаще всего это вилка и ложка. Необходимо быть очень внимательными, чтобы, держа раскладочную ложку или вилку в правой руке, не уронить то, что берете.
Приборами пользуются в соответствии с их расположением, начиная с крайних и кончая теми, что находятся рядом с тарелкой (см. Сервировка стола).
Нож и вилку держат так, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов. Если вы время от времени перестаете пользоваться прибором, то кладите его только на край тарелки, но никак не на скатерть. Если вы воспользовались лишь вилкой, то нож должен опираться на правый край тарелки, где он меньше всего мешает.
Если в трапезе наступает пауза (но застолье еще не закончено), прибор кладут на тарелку крест накрест - нож острием влево, вилку выпуклой частью вверх - таким образом, чтобы рукоятка ножа была расположена как стрелка часов, указывающая на пять часов, а рукоятка вилки - на семь часов. Место скрещения должно приходиться на зубцы вилки и верхнюю треть ножа. Можно положить вилку и нож ручкой на стол, а другим концом на тарелку. По окончании еды оба прибора кладут на тарелку параллельно друг другу, их ручки "показывают на пять часов". Лезвие ножа смотрит влево, а выпуклая часть вилки вверх.
Так же параллельно принято класть десертные ложку и вилку. Когда десерт подан в вазочке на высокой ножке или в глубокой вазочке на подставной тарелке, ложка кладется на эту тарелку. Если вазочка мелкая и широкая, ложка может быть оставлена в ней либо положена на тарелку.
На практике приняты две манеры еды за столом: европейская, описанная выше, и американская, которая отличается от европейской. В Америке принято есть "зигзагом": вилка перекладывается из левой руки в правую после того, как отрезан кусочек или несколько кусочков мяса или птицы. В Америке нож используется только для разрезания пищи, но не для того, чтобы класть еду на вилку. Для этого американцы обычно используют кусочек хлеба. После разрезания мяса нож больше не используется и кладется на край тарелки, а свободная левая рука - на колено.
Если вы это не едите или не пьете. Если вам предлагают блюдо или напиток, которые вызывают у вас аллергию или которые вы не любите, можете вежливо отказаться, сказав: "Нет, благодарю вас" или "Нет, спасибо". Однако, правила хорошего тона рекомендуют взять хотя бы по небольшой порции от каждого блюда и то, к чему вы не притронулись, незаметно расположить на тарелке. Не стоит объяснять окружающим, почему вы не едите то или иное блюдо, не пьете то или иное вино, однако если хозяйка вас спросит об этом и причина кроется в рекомендациях врача или диете, то вы можете ответить ей, не привлекая внимания остальных гостей.
Отказываясь от блюда, предлагаемого официантом, негромко скажите: "Нет, спасибо" или просто покачайте головой. Если же вы хотите отказаться от вина или какого-либо другого напитка, достаточно указательным пальцем дотронутся до края бокала.
Как есть яйца. Яйца всмятку подаются в специальной посуде - пашотницах. Яйцо кладется в рюмку тупым концом вверх, а рюмка ставится на сервировочную тарелку. К яйцу подается специальная маленькая ложечка, у которой, в отличие от чайной ложечки, конец расширен. Чтобы съесть яйцо, разбейте скорлупу, ударяя лезвием ножа в горизонтальном направлении. После этого яйцо можно есть ложкой прямо из скорлупы. Допустимо обмакнуть в полу-жидкое содержимое кусочек хлеба. Но не рекомендуется выпивать содержимое прямо из скорлупы. Если не сервирована ложечка для яйца, то можно воспользоваться и чайной ложкой. Сваренные вкрутую яйца надо очистить от скорлупы и подавать с соусом; их едят с помощью вилки.
Основные правила поведения за столом таковы, что их можно не всегда строго соблюдать в узком кругу, но никогда нельзя нарушать, когда за столом много гостей.