Понятие общения. Составные элементы общения.
Мы живём в обществе и связаны с ним тысячами нитей. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские – это, в конечном счёте, отношения конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.
Каждый из нас хочет добиться каких-то успехов. Однако успех в большой степени зависит от способов общения с другими, будь это речевое, неречевое общение или поведенческое.
Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Эти «другие» - родственники, друзья, знакомые, коллеги, компаньоны, конкуренты, противники, просто случайные люди - выступают для него, в зависимости от обстоятельств, и как условие (средство) достижения им своих целей, и как сама цель; в последнем случае человек стремится к контакту с себе подобными независимо от соображений утилитарной полезности. Общение, таким образом, есть способ человеческого существования вообще и чем совершеннее этот способ, т.е., чем выше уровень, культура общения, тем больше возможностей у общающихся успешно решать свои жизненные задачи и получать настоящее удовлетворение от процесса общения как такового.
Навыки общения усваиваются человеком, прежде всего естественным путём из практики самого общения. До недавнего времени этот путь формирования культуры общения был для большинства людей в основном достаточным. Сейчас такого сказать уже нельзя. Осложнение жизни современного человека требует активного подключения к процессу, о котором идёт речь, различных форм специального обучения общению и закрепления его в поведении. Именно по этому пути идут в послевоенные годы в развитых странах мира - США, Японии, Англии, Франции, ФРГ и др. «Человеческие отношения» (т.е. общение) постоянно находятся там в поле зрения не только специалистов-исследователей (социологов, психологов), но и практических работников в сфере воспитания и образования, организации бизнеса и т.п. Культура общения прививается через учебный процесс в общеобразовательной школе и специальных учебных заведениях, а также через различные кружки, курсы, лектории, передачи по радио и телевидению.
Где и когда нас профессионально учат общению? Учат ли общению будущих продавцов или, скажем, медсестер? А будущих должностных лиц или общественных деятелей, которые поведут прием трудящихся и будут беседовать с ними по разным, часто жизненно важным вопросам?
Вне культуры общения расстраивается взаимодействие людей, их производственная деятельность, их повседневный быт. Сейчас в стране идет прекрасный, долгожданный, но для некоторых мучительно трудный процесс демократизации нашего общества. Мы учимся жить в условиях демократии. А демократия — это еще и интеллигентность, взаимоуважение. Это должно проявляться во всем: в спорах, в отстаивании собственного мнения, в умении внимательно выслушать оппонента, постараться понять его, ибо, не поняв, как ты сможешь ответить ему спокойно и по существу? А умеем ли мы вообще слушать друг друга?
Ключ к научному пониманию феномена общения следует искать в истории культуры. История формирования понятия «общение» начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Так, в античной этике проблемы общения были тесно вплетены в общефилософские системы взглядов мыслителей того времени. Демокрит представлял философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Сократ и Платон рассматривали философию как равноправный диалог, взаимный разговор, беседу в интересах познания себя и других, познания истины. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.
Новый принципиальный шаг в этом направлении был сделан христианством. Взаимоотношения Иисуса Христа с людьми есть развёрнутый художественный анализ нравственного содержания человеческого общения. Однако человеческое общение оказывалось не целью, а всего лишь средством, обеспечивавшим человеку возможность общения с Богом.
Эпоха Возрождения – своеобразный переломный период в представлениях человеческого бытия. Новое понимание общения между людьми вырастало из гуманистической основы ренессансного миросозерцания и нашло разностороннее художественное воплощение (Боккаччо, Петрарка, Шекспир, Леонардо да Винчи и др.), но и здесь отношения человека к природе сохранилось в центре общественного сознания. Не был преодолён переход к концепции общения человека с человеком.
В эпоху Просвещения в общественном сознании происходит поворот в сторону понимания человеческих взаимоотношений как таковых. Центр тяжести перемещается с природы на человека, с онтологии и гносеологии на антропологию и педагогику. В применении к человеку – на те психические механизмы, которые управляют взаимоотношениями с ему подобными, а не с богом и не с природой (Э. Бёрк, Д. Юм, А. Смит и другие).
Немецкая классическая философия является целостным этапом истории теоретического самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. Разработан категориальный аппарат. Разработаны идеи взаимоотношений субъекта с другими субъектами, связи «Я» и «Ты».
Марксизм общение связывает со всей человеческой деятельностью, со всеми её формами. Общение представлено как сверхприродная (общественная) потребность, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей. Здесь один член производственного коллектива оказывается необходимым другому.
В условиях либерализации общественной жизни, провозглашения индивидуализма вместо коллективизма теория человеческого общения нашла своё выражение в следующих аспектах. Во-первых, «индивидуалистическая редукция», т.е. сведение общения к отношениям индивидов «Я» и «Ты» (поскольку субъект понимается здесь только как личностное «Я»). Во-вторых, «психологическая редукция», т.е. сведение общения к чисто духовной связи «Я» и «Ты». В-третьих, «этическая редукция», т.е. сведение общения к чисто нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям между «Я» и «Ты», между «Я» и «другими».
Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Возникла и новая специализированная наука – соционика (балансирующая между психологией и социологией), объектом которой является мир общения людей во всей его сложности и многообразии. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера [1] В качестве некоторого интегрального определения можно предложить следующее: «Общение – это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».
Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans – человек общающийся.
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Наиболее простая модель коммуникации может быть представлена следующим образом:
Рис. 1.1. Элементарная схема коммуникации
Следует сразу же определиться с соотношениями понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация – один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.
Коммуникация— это прежде всего деловое общение, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
· каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
· как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Коммуникация же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей. Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нём себе подобного и себе равного и рассчитывает на активную обратную связь. Таким образом, общение, прежде всего, это субъектно-субъектное отношение. Однако следует отметить, что во многих случаях в научной и популярной литературе авторы используют понятие «общение» и «коммуникация» как синонимы.
В качестве основополагающего стимула взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.
Основой общения, его «пусковым моментом», исходной внутренней причиной является потребность в другом человеке, в общении с ним. Причём, другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике – слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой некоммутативной деятельности. «Опредмечивание» данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать её, и установление с ним контакта – важный момент в развитии общения.
Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» – потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.).
Коммуникация, как процесс следует рассматривать как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью. Как полисемантический процесс коммуникация имеет следующие составные элементы:
1. Передающий (коммуникатор, источник) и получающий (коммуникант). Этот элемент означает двойственный характер общающегося: каждый раз когда общаемся мы выступаем или в роли передающего (источник сообщения), или получающего. Когда мы пишем, говорим, жестикулируем выступаем в роли передающего, когда же читаем, слушаем, смотрим являемся получающим. Получая одни сообщения мы передаем другие и т.д. К тому же мы получаем собственные сообщения, слушаем себя разговаривая.
2. Предполагает кодирование и декодирование посланных или полученных сообщений. Кодирование это процесс производства сообщения, перевод мыслей и чувств в определенной языковой (сигнальной) форме. Декодирование это акт получения и интерпретации сообщения, это перевод сказанных или написанных слов, жестов, образов в чувства, эмоции, мысли, поведение.
3. Предполагает компетентность – умение использовать определенные правила кодирования и декодирования посланных или полученных сообщений, знание не только языковых правил, но и культуры, обычаев, традиций, правил поведения.
4. Предполагает определенные достижения и успехи, физические и психические способности в получении и передачи сообщений, они зависят не только от компетентности, но и от усталости, настроения, интереса и от других препятствий возникающих на пути общения.
5. Предполагает требование отстаивать определенное содержание сообщения. Оно адресовано какой-то личности или группе лиц, но вполне возможно, что содержание сообщения будет понято по-разному разными лицами или даже передающим и получающим. Эти различия могут быть у людей принадлежащих к разным национальностям, но говорящих на одном языке.
6. Предполагает наличие каналов общения. Канал — это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. В теории коммуникации принято выделять в качестве каналов коммуникации средства массовой коммуникации (пресса, издательства, радиовещание, телевидение и т.д.) и межличностные каналы. При межличностной коммуникации это делается с помощью вербальных, невербальных и паравербальных средств передачи информации. В процессе общения могут использоваться одновременно разнообразные каналы (речевой, слуховой, зрительный и т.д.). Каналы и среда модифицируют чувственно-психическую деятельность общающихся.
7. Реализуется через «шумовую» среду – различные физические, психологические и семантические помехи искажающие восприятие сообщения. Эти факторы составляют (по Nicky Stanton) преграды (барьеры) общения: разность в представлениях, поспешные выводы, стереотипы, отсутствие знаний, интереса, трудностив выражении, эмоции, личностные особенности, культурные различия.
8. Предполагает наличие «обратной связи» – feedbackкак ответной реакции на полученное сообщение.
9. Осуществляется в определенном контексте (физическом, социальном, психологическом, временном).
10. Реализуется в условиях определенного опыта.
11. Чтобы общение было успешным отправитель и получатель должны иметь общую систему отсчета.
12. Детерминировано определенными этическими правилами.
Существуют различные типы коммуникации связанные с человеком и человеческой деятельностью: межличностное, внутриличностное, групповое, массовое.