Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Для определения влияния факторов на изменение объема реализации продукции используется следующая структурно-логическая модель (рис. 1):
Рис. 1. Структурно-логическая модель факторной системы объема реализации продукции
Расчет влияния факторов можно выполнить на основании баланса товарной продукции:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 8).
Таблица 8. Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель | Сумма в плановых ценах, тыс. руб. | ||
план | факт | отклонение | |
1. Остаток готовой продукции на начало года | |||
2. Выпуск товарной продукции | 96 000 | 100 800 | 4 800 |
3. Остаток готовой продукции на конец года | 3 545 | 1 345 | |
4. Отгрузка продукции за год (п. 1 + п.2 - п.З) | 95 800 | 99 255 | 3 455 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. на начало года 5.2. на конец года | 4 450 5 000 | 4 500 7 155 | 2 155 |
6. Реализация продукции (п.4 + п.5.1 - п.5.2) | 95 250 | 96 600 | 1 350 |
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции отражает следующая структурно-логическая модель:
Рис. 2. Структурно-логическая модель резервов роста объема реализации продукции
Тема 8. Анализ использования основных средств
Вопросы:
1. Задачи и информационное обеспечение анализа.
2. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства.
3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
5. Резервы увеличения выпуска продукции и повышения фондоотдачи.