Анализ качества продукции
Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту производится аналогично выполнению договорных обязательств по отгрузке продукции – путем расчета коэффициента, который представляет собой отношение объема продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту к плановому выпуску продукции. Кроме того, важно количественно оценить влияние изменения структуры на изменение объема выпуска продукции (табл. 4).
Таблица 4. Анализ структуры произведенной продукции
Вид продук- ции | Выпуск продукции, тыс. руб. | Структура продукции, % | Фактичес-кий выпуск при плановой структуре, тыс. руб. (гр. 3 х гр.4 / 100) | Засчитывается в выполнение плана по структуре, тыс. руб. | Влияние структуры на изменение объема продукции, тыс. руб. (гр. 3 – гр. 6) | ||
план | факт | план | факт | ||||
А | 5 760 | 5 040 | 43,11 | 39,87 | 5 449 | 5 040 | -409 |
Б | 5 600 | 5 500 | 41,92 | 43,51 | 5 299 | 5 299 | |
В | 2 000 | 2 100 | 14,97 | 16,62 | 1 892 | 1 892 | |
Итого | 13 360 | 12 640 | 12 640 | 12 231 | Х |
Выполнение плана по структуре составило 91,5% (12 231 / 13 360 х 100%). За счет несоблюдения плановой структуры на анализируемом предприятии снизился объем выпуска продукции вида А на 409 тыс. руб. (5 040 – 5 499) при одновременном увеличении выпуска продукции видов Б и В соответственно на 201 и 208 тыс. руб.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
1. Удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
2. Удельный вес продукции высшей категории качества;
3. Средневзвешенный балл продукции;
4. Средний коэффициент сортности;
5. Удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
6. Удельный вес сертифицированной продукции;
7. Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
8. Удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
1. Полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
2. Надежность (долговечность, безотказность в работе);
3. Технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
4. Эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Анализ обобщающих показателей качества можно выполнить следующим образом (табл. 5):
Таблица 5. Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | |
план | факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции | 0,70 | 0,75 | 0,74 |
Удельный вес, %: продукции высшей категории качества экспортируемой продукции забракованной продукции зарекламированной продукции | 12,5 0,55 0,30 | 15,6 0,40 0,25 | 15,7 0,50 0,20 |
Потери от брака, тыс. руб. |
Анализ качества, выраженного сортностью продукции, можно выполнить следующим образом (табл. 6):
Таблица 6. Анализ качества продукции
Сорт продукции | Цена за 1 туб, руб. | Выпуск продукции, туб | Стоимость выпуска, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | по цене I сорта | |||
план | факт | ||||||
I | 6 000 | 2 880 | 3 528 | 17 280 | 21 168 | 17 280 | 21 168 |
II | 5 000 | 1 728 | 1 008 | 8 640 | 5 040 | 10 368 | 6 048 |
III | 2 500 | 1 152 | 2 880 | 1 260 | 6 912 | 3 024 | |
Итого | Х | 5 760 | 5 040 | 28 800 | 27 468 | 34 560 | 30 240 |
Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:
Отсюда коэффициент сортности:
по плану: k = 28 800 / 34 560 = 0,833,
фактически: k = 27 468 / 30 240 = 0,908.
Выполнение плана по качеству — 109% (0,908 / 0,833).
Анализ качества также предполагает определение его влияния на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П):
DТП = (Ц1 - Ц0) х ВП1
DВ = (Ц1 - Ц0) х РП1
DП = ((Ц1 – Ц0) х РП1)) – ((С1 – С0) х РП1),
где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
ВП1 – объем произведенной продукции более высокого качества;
РП1 – объем реализации продукции более высокого качества.