Анализ качества продукции

Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимост­ной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответствен­но при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится аналогично выполнению договорных обязательств по отгрузке продукции – путем расчета коэффициента, который представляет собой отношение объема продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту к плановому выпуску продукции. Кроме того, важно количественно оценить влияние изменения структуры на изменение объема выпуска продукции (табл. 4).

 

Таблица 4. Анализ структуры произведенной продукции

Вид продук- ции   Выпуск продукции, тыс. руб. Структура продукции, % Фактичес-кий выпуск при плановой структуре, тыс. руб. (гр. 3 х гр.4 / 100) Засчитывается в выполнение плана по структуре, тыс. руб. Влияние структуры на изменение объема продукции, тыс. руб. (гр. 3 – гр. 6)    
план факт план факт
А 5 760 5 040 43,11 39,87 5 449 5 040 -409
Б 5 600 5 500 41,92 43,51 5 299 5 299
В 2 000 2 100 14,97 16,62 1 892 1 892
Итого 13 360 12 640 12 640 12 231 Х

 

Выполнение плана по структуре составило 91,5% (12 231 / 13 360 х 100%). За счет несоблюдения плановой структуры на анализируемом предприятии снизился объем выпуска продукции вида А на 409 тыс. руб. (5 040 – 5 499) при одновременном увеличении выпуска продукции видов Б и В соответственно на 201 и 208 тыс. руб.

 

 

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

1. Удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

2. Удельный вес продукции высшей категории качества;

3. Средневзвешенный балл продукции;

4. Средний коэффициент сортности;

5. Удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

6. Удельный вес сертифицированной продукции;

7. Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

8. Удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

1. Полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

2. Надежность (долговечность, безотказность в работе);

3. Технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

4. Эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Анализ обобщающих показателей качества можно выполнить следующим образом (табл. 5):

 

Таблица 5. Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель     Прошлый год     Отчетный год
план факт
Средневзвешенный балл качества продукции 0,70 0,75 0,74
Удельный вес, %: продукции высшей категории качества экспортируемой продукции забракованной продукции зарекламированной продукции   12,5 0,55 0,30   15,6 0,40 0,25   15,7 0,50 0,20
Потери от брака, тыс. руб.

 

Анализ качества, выраженного сортностью продукции, можно выполнить следующим образом (табл. 6):

Таблица 6. Анализ качества продукции

Сорт продукции   Цена за 1 туб, руб.   Выпуск продукции, туб Стоимость выпуска, тыс. руб.
план     факт     план     факт     по цене I сорта
план факт
I 6 000 2 880 3 528 17 280   21 168 17 280   21 168  
II 5 000 1 728 1 008 8 640   5 040   10 368   6 048  
III 2 500 1 152 2 880 1 260 6 912 3 024
Итого Х 5 760 5 040 28 800 27 468 34 560 30 240

 

Средний коэффициент сортности можно определить отно­шением стоимости продукции всех сортов к возможной стои­мости продукции по цене I сорта:

Отсюда коэффициент сортности:

по плану: k = 28 800 / 34 560 = 0,833,

фактически: k = 27 468 / 30 240 = 0,908.

Выполнение плана по качеству — 109% (0,908 / 0,833).

Анализ качества также предполагает определение его влияния на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П):

 

DТП = (Ц1 - Ц0) х ВП1

DВ = (Ц1 - Ц0) х РП1

DП = ((Ц1 – Ц0) х РП1)) – ((С1 – С0) х РП1),

где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

ВП1 – объем произведенной продукции более высокого качества;

РП1 – объем реализации продукции более высокого качества.