Этапы формирования навыков.

Прошлый опыт.

Влияние прошлого опыта имеет двоякий характер. В одних случаях старые навыки способствуют образованию новых, а в других – мешает.

Первый случай определяют как перенос (клавиатура печатной машинки и компьютера), а второй – как интерференцию (правостороннее и левостороннее движение, переучиваться сложнее).

Интерференция – отрицательное влияние усвоенных навыков на вновь образуемые.

 

Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирова­ния. Этот процесс называется автоматизацией навыка. Этапы фор­мирования двигательного навыка представлены пример­но в таблице 1. Сенсорные навыки при перерывах менее устойчи­вы, чем двигательные. Кроме того, в первую очередь затухают более молодые, и поэтому менее прочные навыки, а также более сложные по своей психологической структуре. Причинами, вызывающими деавтоматизацию, кроме перерывов, могут быть также вынужден­ное ускорение темпа работы, утомление, эмоциональное возбужде­ние и напряженность. Таблица 1.

Этапы Особенности выполнения действия Нейродинамические механизмы
Первый – начало осмысления навыка Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения. Грубые ошибки при попытках выполнения действия Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе
Второй – сознательное, но неумелое выполнение Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного навыка Хорошо сформированные связи во второй сигнальной системе и начало формирования их в первой сигнальной системе. Очаг оптимального возбуждения по-прежнему во второй сигнальной системе
Третий – автоматизация навыка Все более и более качественное выполнение действия при временами ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка Формирование связей в первой сигнальной системе; постепенный переход очага оптимального возбуждения в первую сигнальную систему
Четвертый – высокоавтома тизированный навык Точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия, а это действие выполняется приторможенными, но прочно образованными связями
Пятый (необязательный) - деавтоматизация Ухудшение выполнения действия. Возрождение старых ошибок Ослабление связей за счет угасательного торможения, общего снижения тонуса коры или отрицательной индукции
Шестой – вторичная автоматизация   Восстановление особенностей четвертого этапа

Критерием сформированности навыка являются: время выполнения действия, количество ошибок, эффективность деятельности.

Умение – это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Умения представляют сложное психическое образование, включающее систему навыков и систему знаний. Умения и навыки развиваются в неразрывном единстве: для формирования умений необходимы определенные навыки, а человек, обладающий теми или иными умениями, может легко овладеть новыми навыками.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения.

Мастерство – это высший уровень развития профессиональных умений и конечная, желаемая цель профессионального обучения.

Мастерство – это легкость точного, быстрого и творческого выполнения сложной работы.