Этапы формирования навыков.
Прошлый опыт.
Влияние прошлого опыта имеет двоякий характер. В одних случаях старые навыки способствуют образованию новых, а в других – мешает.
Первый случай определяют как перенос (клавиатура печатной машинки и компьютера), а второй – как интерференцию (правостороннее и левостороннее движение, переучиваться сложнее).
Интерференция – отрицательное влияние усвоенных навыков на вновь образуемые.
Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка. Этапы формирования двигательного навыка представлены примерно в таблице 1. Сенсорные навыки при перерывах менее устойчивы, чем двигательные. Кроме того, в первую очередь затухают более молодые, и поэтому менее прочные навыки, а также более сложные по своей психологической структуре. Причинами, вызывающими деавтоматизацию, кроме перерывов, могут быть также вынужденное ускорение темпа работы, утомление, эмоциональное возбуждение и напряженность. Таблица 1.
Этапы | Особенности выполнения действия | Нейродинамические механизмы |
Первый – начало осмысления навыка | Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения. Грубые ошибки при попытках выполнения действия | Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе |
Второй – сознательное, но неумелое выполнение | Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного навыка | Хорошо сформированные связи во второй сигнальной системе и начало формирования их в первой сигнальной системе. Очаг оптимального возбуждения по-прежнему во второй сигнальной системе |
Третий – автоматизация навыка | Все более и более качественное выполнение действия при временами ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка | Формирование связей в первой сигнальной системе; постепенный переход очага оптимального возбуждения в первую сигнальную систему |
Четвертый – высокоавтома тизированный навык | Точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия | Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия, а это действие выполняется приторможенными, но прочно образованными связями |
Пятый (необязательный) - деавтоматизация | Ухудшение выполнения действия. Возрождение старых ошибок | Ослабление связей за счет угасательного торможения, общего снижения тонуса коры или отрицательной индукции |
Шестой – вторичная автоматизация | Восстановление особенностей четвертого этапа |
Критерием сформированности навыка являются: время выполнения действия, количество ошибок, эффективность деятельности.
Умение – это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Умения представляют сложное психическое образование, включающее систему навыков и систему знаний. Умения и навыки развиваются в неразрывном единстве: для формирования умений необходимы определенные навыки, а человек, обладающий теми или иными умениями, может легко овладеть новыми навыками.
Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения.
Мастерство – это высший уровень развития профессиональных умений и конечная, желаемая цель профессионального обучения.
Мастерство – это легкость точного, быстрого и творческого выполнения сложной работы.