III. Уровень регуляции.

II. Формирование сенсорного компонента.

Предусматривает выявление человеком сигналов, релевантных (относящихся, адекватных, валидных) данной двигательной задаче.

На анализаторы человека при выполнении действия поступает масса разнообразных сигналов, но далеко не все они имеют прямое отношение к выполняемому действию: некоторые из них не имеют такого отношения (иррелевантные связи).

Пример. При стихийном обучении человек идет по пути «проб и ошибок. При этом закрепляются пробы, дающие положительный результат, и отсеиваются ошибочные действия (движения).

При организованном обучении важно показать правильные и неправильные действия. Эксперимент: сравнивались два метода обучения навыку слежения за визуально воспринимаемой целью. При одном способе респонденты контролировали свои действия только визуально; при другом – неверные, ошибочные действия сопровождались звуковыми сигналами. Второй способ даёт более высокие результаты.

В процессе выявления релевантных сигналов происходит перестройка взаимодействие разных анализаторов.

Три группы анализаторов:

  1. Экстероцептивные анализаторы – обеспечивают отражение внешних воздействий (звуковых, световых, температурных и др.). – дистантные (зрительный и слуховой) – контактные (кожно-механический анализатор).
  2. Проприоцептивные – обеспечивают отражение положения человеческого тела, а также его активное и пассивное перемещение в пространстве. К ним относят вестибулярный аппарат, рецепторы которого расположены во внутреннем ухе, и кинестетический анализатор, рецепторы которого расположены в мышцах, сухожилиях, связках и хрящах суставов.
  3. Интероцептивные анализаторы – отражают физиологические состояния внутренних органов, их роль в организации действий не значительна.

На первых этапах овладения действием главную роль играют экстероцептивные дистантные анализаторы, в основном зрительные. Именно зрительные образуют сенсорную структуру действия, они же выполняют и функцию обратной связи.

Позднее, по мере тренировки, сенсорная структура перестраивается: возрастает роль экстероцептивных контактных (осязательных) и проприоцептивных сигналов.

Опытные профессионалы могут выполнять довольно сложно-координированные движения без зрительного контроля.

Человек, овладевший навыком, начинает контролировать зрительно не столько собственные движения, сколько результат действия в целом.

 

  1. Уровень ощущений и восприятия, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на анализаторы человека.

Образ восприятия, характеризуясь симультанной целостностью и структурностью, позволяет формировать различные траектории движений при выполнении одного и того же действия, а также произвольно выбирать любой их темп и ритм.

  1. Уровень представлений, т. е. наглядных образов тех предметов и явлений, которые в данный момент на органы чувств не действуют, но действовали в прошлом. Образ представления, благодаря своей обобщенности, обеспечивает возможность переноса приемов работы из одних ситуаций в другие.
  2. Уровень речемыслительных процессов. Для него характерно обобщенное и опосредованное отражение действительности. Являясь ведущим, обеспечивает предвидение хода событий и планирования деятельности в целом; с этим уровнем связано формирование целей деятельности и определение конкретных задач, через выполнение которых она реализуется, а также формирования критериев принятия решения.

Все три уровня выступают в неразрывном единстве.