Внутренняя управленческая отчетность

Внутренняя управленческая отчетность является наряду с Планом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура. Внутренняя отчетность – это совокупность упорядоченных показателей и другой информации. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учет остается формальным скоплением цифровых данных, непригодных для целей внутреннего управления.

Управленческая отчетность должна давать возможность менеджменту организации проводить на ее основе анализ и обоснование широкого спектра управленческих решений. Исходя из этого, она должна отвечать ряду требований (см. таблицу).

Характеристика Содержание
1. Адресность Информация должна предоставляться конкретным пользователям, при этом следует соблюдать конфиденциальность
2.Оперативность Информация должна быть готова в нужный момент времени с целью своевременного ее применения и на основе этого принятия соответствующего управленческого решения
3.Достоверность Информация отражает реально существующие процессы и явления. Адресат должен быть уверен в отсутствии ошибок, приписок и подтасовок
4.Сравнимость Означает сопоставимость по различным периодам времени (отчетных показателей с данными плана, смет, нормами и нормативами, с показателями предыдущих отчетных периодов)
5.Объективность В процессе сбора и подготовки информации следует ориентироваться на непредвзятость и беспристрастность ее представления
6. Полезность Информация должна быть необходимой для принятия решений

Управленческие отчеты в полной мере должны соответствовать вышеперечисленным требованиям. Считается, что если информация не удовлетворяет требованиям хотя бы трех характеристик, представленных в таблице, то система управленческого учета рассматривается как неэффективная и ее необходимо реорганизовывать.

Целью внутренней отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой управленческой информацией. Требования к содержанию отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Менеджеры должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима.

Для менеджеров имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности, грамотно составленные сведения. Внутренняя отчетность должна обеспечить быстрый обзор и оценку фактических результатов, их отклонений от цели, определение существующих недостатков сегодня и на будущее, выбор оптимальных вариантов управленческих решений. Разработать отчетность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиями руководителей и бухгалтеров, других специалистов-экономистов, плановиков и т.п.

Основными пользователями управленческой отчетности являются:

· руководство организации;

· менеджеры всех иерархических уровней предприятия;

· персонал коммерческой организации.

Информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по вопросам, касающихся оценки деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней; выявления тенденций развития центров ответственности; недостатков и положительных моментов в их деятельности.

Внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельности предприятия в целом. Например, отчетность по центрам прибыли и инвестиций дает возможность составить прогноз о динамике прибыли предприятия и оценить риск новых капитальных вложений.