Развитие фонематического слуха.

Развитие мимических мышц (см. занятие 65).

Массаж лица (см. занятие 65).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 65).

Развитие общей моторики (см. занятие 65).

Общее расслабление (см. занятие 65).

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Ход занятия

Занятие 66. Глухие и звонкие согласные

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей различать согласные звуки по признаку звонкости—глухости с опорой на тактильно-вибрационный и акустический контроль;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— уточнять и расширять словарь детей;

— выполнять расслабляющие упражнения;

— учить координировать речь с движениями;

— развивать дыхание и голос;

— развивать навыки звукобуквенного анализа;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей навыки самоконтроля речи и наблюдательность при изучении изменений в природе.

Оборудование: карточки, предметные картинки, сюжетная картина «Лето», зеркала.

I. Организационный момент.

Логопед: «Сядет тот, кто превратит твердые согласные в мягкие: па — пяса — сяко — кёзу — зю и т.д.

6. Развитие артикуляционной моторики (см. заня­тие 65).

7. Работа над развитием дыхания и голоса (см. заня­тие 65).

III. Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

1. Объявление темы.Приложите руку к горлышку и произнесите звук Б, а затем звук П. В каком случае горлышко дрожит? Как называются звуки, которые мы произносим с голосом? А без голоса? Звонкие и глухие согласные будут гостями на нашем занятии.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Характеристика звуков производится с опоройна тактильно-вибрационный контроль. Для сравне­ния берется несколько пар звуков.

На звонкий звук дети поднимают карточку с колокольчиком, а на глухой — без колокольчика.

4. Связь звуков и букв.Логопед произносит звуки парами: П — Б, Д — Т, Г — К, С — 3, Ш — Жи т.д. Дети печатают соответс­твующие буквы.

5.Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Скажи наоборот». Замени согласный звук на глухой. Замени согласный звук на звон­кий.

Ба — па фа — ва

За — са и/а — жа

Да — та га — ка Зи — си ги — ки

— Игра «Замени звук». Замени в каждом слове парные согласные звуки.

Лука — луга вены — фены

Бочка — почка код — год

Ворс — форс быль — пыль

Галька — калька вата — фата

Бить — пить кости — гости

Враки — фраки бабочка — папочка

Шар — жар коза — коса

Шест — жест роза — роса

Шаль — жаль Лиза — лиса

Лужа — Луша зуб — суп

— Игра «Слово заблудилось». Закончить двусти­шия словами, подходящими по смыслу.

Распустились утром росы, На цветках сверкают розы.

Зреет красная Галина, Соберет ее калина.

На крючке нашивка, На рукаве наживка.

На березе распустилась бочка, А в подвале стоит почка.

По реке плывут плоды, Зреют на ветвях плоты.

Я в тетрадях ставлю дочку, Мама любит свою точку.

IV. Физкультминутка.

Мы сено косили,

Косили, косили,

Мы сено носили,

Носили, носили.

Мы сено собрали,

Собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Придумывание слов, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?» по теме «Лето».

Солнце (что делает?) — ... Цветы — ... Небо - ...

Фрукты, овощи — ...

Облака — ...

Птицы — ...

Трава — ...

Дети — ...

Листья — ...

Крестьяне, фермеры — ...

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

Как определить, глухой или звонкий согласный?

Назовите признаки лета.

 

VII. Домашнее задание.