Типология лидерства

  Тип лидеров Основание для типологии  
  · Формальный (официальный) · Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) · Смешанный Сфера взаимоотношений  
  · лидер по определению путей к достижению групповой цели · лидер по оптимальному решению технических задач · лидер по установлению психологического климата · лидер по содержанию групповой атмосферы Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе  
  · лидер-инициатор · лидер-организатор (деловой лидер) · лидер-эрудит · лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) · лидер-умелец Функции, реализуемые лидерами  
  · инструментальный лидер (функциональный лидер) · эмоциональный лидер · универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная  
  · лидер-организатор (лидер-созидатель) · лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель) С позиции организованности  
  · универсальный лидер (лидер в любой обстановке) · ситуативный лидер Характер деятельности  
  · авторитарный лидер · демократический · пассивный (либеральный) · смешанный По стилю руководства  
  Стили руководства Особое внимание стоит уделить стилям руководства. Ими руководствуются вожатые при выборе манеры поведения с отрядом на разных этапах смены.    
Критерий Авторитарный стиль Демократический стиль Пассивный (либеральный) стиль
Природа стиля · Сосредоточие всей власти и ответственности в руках лидера · Прерогатива в установлении целей и выборе средств · Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху · Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров · Принятие решений раздельно по уровням на основе участия · Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях · Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации · Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме · Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе
Сильные стороны Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства
           

 

На разных стадиях развития временного детского коллектива вожатому следует придерживаться определьных стилей руководства отрядом.

 

Стадии развития коллектива Стиль лидерства Пояснения
Ориентация Авторитарный Происходит формирование коллектива, вожатому важно завоевать авторитет, ребятам необходимо донести важность соблюдения правил и законов лагеря и отряда
Конфликты Смешанный (авторитарно- демократический) Стоит делегировать полномочия органам самоуправления в отряде, но чутко отслеживать и правильно выходить из всех конфликтных ситуаций
Доверие Демократический Роль вожатого – контроль за соблюдением правил и законов лагеря и отряда
Самостоятельность Либеральный Ребята уже заслужили доверие и им можно в большинстве ситуаций предоставлять право самостоятельного выбора (это не должно противоречить правилам лагеря)
Расставание Смешанный (либерально-демократический) Ребята чувствуют свободу, появляется чувство безнаказанности, возможно участившие попытки порчи имущества и попытки нарушения правил. Вожатому следует проявлять особоевнимание к отряду

 

 

Система стимулирования детей

Система стимулирования (поощрений и наказаний) - это особый инструмент, поддерживающий мотивацию ребенка к достижению определенных успехов в деятельности. В данной системе выделяют 2 вида стимулов: внешние и внутренние.

К внешним стимулам относятся:

1. Нематериальные (хорошо, если существует особый ритуал признания вклада ребенка в общее дело):

· Похвала индивидуальная и публичная,

· Выражение одобрения, положительная оценка в присутствии сверстников и родителей,

· Благодарность устная и письменная,

· Аплодисменты,

· Привилегии (например, встречать гостей, поднимать флаг, разжигать костер и т.д.),

· Книга рекордов, стенды достижений, личные и коллективные рейтинги,

· Присвоение звания (в соответствии с установленными в программе ступенями личностного роста),

· Вручение какой-либо отличительной символики,

· Поздравление на «огоньке», в отрядном уголке, по радио, и т.д. или же наоборот,

· Замечания,

· Предупреждения, ведущие к ограничениям и запретам.

2. Материальные:

· Вручение вымпелов, кубков, лент за победы,

· Награждение знаками, значками, установленными в лагере как особые виды поощрения,

· Вручение грамот, дипломов,

· Призы (сладкие и памятные),

· Условная валюта (если на смене реализуется экономическая игра),

· Бонусы.

К внутренним стимулам относятся интерес, самопознание и саморазвитие, преодоление комплексов и страхов, самонаказание и самопоощрение др.

Вожатый до начала смены должен продумать систему стимулирования детей в отряде, соответственно, и в лагере может существовать общая система стимулирования.

Наказание- это наставление провинившемуся, оценка отрицательного поведения, меры сдерживания поступков, действий, качеств, мешающих людям нормально жить и общаться друг с другом. В лагере приемлемы следующие виды наказания:

· Временная смена дружеской позиции в общении на официальную или нейтральную

· Обсуждение на «огоньке» поступка ребенка (но не его личности)

· Разговор с ребенком о его поступке, поведении

· Штраф (игровой валютой)

Наказание тогда значимо, эффективно, когда:

· Поддержано большинством членов коллектива

· Не унижает человеческого достоинства, не озлобляет и не оскорбляет человека

· Не несет физического характера

· Когда оно соразмерно поступку и понятно ребенку

· Когда оно исчерпывает конфликт, а не порождает новый.


 

Логика развития лагерной смены

Здесь мы будем говорить о развитии лагерной смены. А для начала представим смену в виде схемы, где попытаемся найти место:

­ позиции вожатого;

­ основному виду деятельности;

­ массовым (общелагерным) мероприятиям;

­ отрядной работе;

­ межотрядной работе;

­ играм;

­ трудностям и кризисам.

Итак, смена…