Типология лидерства
Тип лидеров | Основание для типологии | ||||
· Формальный (официальный) · Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) · Смешанный | Сфера взаимоотношений | ||||
· лидер по определению путей к достижению групповой цели · лидер по оптимальному решению технических задач · лидер по установлению психологического климата · лидер по содержанию групповой атмосферы | Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе | ||||
· лидер-инициатор · лидер-организатор (деловой лидер) · лидер-эрудит · лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) · лидер-умелец | Функции, реализуемые лидерами | ||||
· инструментальный лидер (функциональный лидер) · эмоциональный лидер · универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) | Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная | ||||
· лидер-организатор (лидер-созидатель) · лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель) | С позиции организованности | ||||
· универсальный лидер (лидер в любой обстановке) · ситуативный лидер | Характер деятельности | ||||
· авторитарный лидер · демократический · пассивный (либеральный) · смешанный | По стилю руководства | ||||
Стили руководства Особое внимание стоит уделить стилям руководства. Ими руководствуются вожатые при выборе манеры поведения с отрядом на разных этапах смены. | |||||
Критерий | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Пассивный (либеральный) стиль | ||
Природа стиля | · Сосредоточие всей власти и ответственности в руках лидера · Прерогатива в установлении целей и выборе средств · Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху | · Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров · Принятие решений раздельно по уровням на основе участия · Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях | · Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации · Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме · Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе | ||
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера | ||
Слабые стороны | Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы | Демократический стиль требует много времени | Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства | ||
На разных стадиях развития временного детского коллектива вожатому следует придерживаться определьных стилей руководства отрядом.
Стадии развития коллектива | Стиль лидерства | Пояснения |
Ориентация | Авторитарный | Происходит формирование коллектива, вожатому важно завоевать авторитет, ребятам необходимо донести важность соблюдения правил и законов лагеря и отряда |
Конфликты | Смешанный (авторитарно- демократический) | Стоит делегировать полномочия органам самоуправления в отряде, но чутко отслеживать и правильно выходить из всех конфликтных ситуаций |
Доверие | Демократический | Роль вожатого – контроль за соблюдением правил и законов лагеря и отряда |
Самостоятельность | Либеральный | Ребята уже заслужили доверие и им можно в большинстве ситуаций предоставлять право самостоятельного выбора (это не должно противоречить правилам лагеря) |
Расставание | Смешанный (либерально-демократический) | Ребята чувствуют свободу, появляется чувство безнаказанности, возможно участившие попытки порчи имущества и попытки нарушения правил. Вожатому следует проявлять особоевнимание к отряду |
Система стимулирования детей
Система стимулирования (поощрений и наказаний) - это особый инструмент, поддерживающий мотивацию ребенка к достижению определенных успехов в деятельности. В данной системе выделяют 2 вида стимулов: внешние и внутренние.
К внешним стимулам относятся:
1. Нематериальные (хорошо, если существует особый ритуал признания вклада ребенка в общее дело):
· Похвала индивидуальная и публичная,
· Выражение одобрения, положительная оценка в присутствии сверстников и родителей,
· Благодарность устная и письменная,
· Аплодисменты,
· Привилегии (например, встречать гостей, поднимать флаг, разжигать костер и т.д.),
· Книга рекордов, стенды достижений, личные и коллективные рейтинги,
· Присвоение звания (в соответствии с установленными в программе ступенями личностного роста),
· Вручение какой-либо отличительной символики,
· Поздравление на «огоньке», в отрядном уголке, по радио, и т.д. или же наоборот,
· Замечания,
· Предупреждения, ведущие к ограничениям и запретам.
2. Материальные:
· Вручение вымпелов, кубков, лент за победы,
· Награждение знаками, значками, установленными в лагере как особые виды поощрения,
· Вручение грамот, дипломов,
· Призы (сладкие и памятные),
· Условная валюта (если на смене реализуется экономическая игра),
· Бонусы.
К внутренним стимулам относятся интерес, самопознание и саморазвитие, преодоление комплексов и страхов, самонаказание и самопоощрение др.
Вожатый до начала смены должен продумать систему стимулирования детей в отряде, соответственно, и в лагере может существовать общая система стимулирования.
Наказание- это наставление провинившемуся, оценка отрицательного поведения, меры сдерживания поступков, действий, качеств, мешающих людям нормально жить и общаться друг с другом. В лагере приемлемы следующие виды наказания:
· Временная смена дружеской позиции в общении на официальную или нейтральную
· Обсуждение на «огоньке» поступка ребенка (но не его личности)
· Разговор с ребенком о его поступке, поведении
· Штраф (игровой валютой)
Наказание тогда значимо, эффективно, когда:
· Поддержано большинством членов коллектива
· Не унижает человеческого достоинства, не озлобляет и не оскорбляет человека
· Не несет физического характера
· Когда оно соразмерно поступку и понятно ребенку
· Когда оно исчерпывает конфликт, а не порождает новый.
Логика развития лагерной смены
Здесь мы будем говорить о развитии лагерной смены. А для начала представим смену в виде схемы, где попытаемся найти место:
позиции вожатого;
основному виду деятельности;
массовым (общелагерным) мероприятиям;
отрядной работе;
межотрядной работе;
играм;
трудностям и кризисам.
Итак, смена…