Работа по развитию дыхания и голоса.
Массаж лица.
Развитие общей моторики.
Общее расслабление.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
Ход занятия
Занятие 58. Звуки Ч — Ть
Цели:
коррекционно-развивающие:
— дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть всравнительном плане;
— формировать навыки связной речи;
коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки Ч — Ть в слогах, словах и предложениях;
— развивать мыслительную деятельность;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— учить координировать речь и движения;
— выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать самостоятельность, наблюдательность;
— формировать у детей навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: пособие для игры «Что куда посадим?», карандаши, тетради, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч, Ть.
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова с буквой Ю.
Кладем руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело, И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали И еще послушней стали.
Я давно весну ждала. У меня свои дела. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Мне участок в огороде Нынче мама отвела! | Идут в противоположную сторону. |
Я возьму свою лопатку, Я пойду, вскопаю грядку. | Остановились, изображают как копают. |
Мягкой грядка быть должна, Это любят семена. | Показывают, как рыхлят грядку граблями. |
Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Будут кустики бобов. (В. Глущенко) | Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
— Весна-красна, Ты с чем пришла? — С сохой, бороной, С лошадкой вороной; С рожью зернистой, С пшеницей золотистой; С травою шелковою, С водою ключевою, С калиной, малиной, С красной рябиной! (Народная песенка) | На каждый раз загибают по одному пальчику, сначала на левой, затем на правой руке. |
По общим правилам.Развитие мимических мышц.
Как красив цветущий сад: Восхищение.
Нишня, слива, виноград... Радость.
Но цветочки опадут,
А плоды к нам в дом придут. Радость.
Нишня, слива, виноград... |
Огорчение. |
(Л. Гомзяк)
5. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: легкое постукивание зубами — губы разомкнуты;
— для губ: вращательные движения губами; отставление нижней губы от зубов и десен; отставление верхней губы;
— для языка: круговые движения языком: по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами.
— Дифференциация ротового и носового выдоха. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
— Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч — Ть.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков Ч — Ть (см. занятия 7, 57).
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».
На звук Ч — хлопаем, а звук Ть — «отталкиваем» от себя.
4. Связь звуков и букв.На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Воспроизведение слоговых рядов: ча-тя-ча-тяти-ти-чи-титю-чу-чу-тю и т.д.
- Игра «Наоборот».
§ Мяч — мять Меч — меть Печь — петь Вечер — ветер Печка — Петька
- Звуковой анализ слов вечер, ветер.
- Графическая схема слов. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Печать в тетрадях.
- Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении).
- Анализ предложений. Графическая схема. Короткие предложения напечатать в тетрадях.
III. Физкультминутка. Игра «Ослик».
Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит. Выбирает, выбирает, Что сначала съесть — не знает. Слева — свекла, справа — брюква, Слева — тыква, справа — клюква, Снизу — свежая трава, Сверху — сочная ботва.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»
Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес с кармашками (возможен другой вариант).
Детям раздаются предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями, которые они должны расставить в соответствующие карманчики.
Дети вставляют картинки и комментируют свои действия: «Это огурцы. Огурцы — это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина — это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т.д.
V. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этих звуков.
Назовите лесные, огородные, садовые растения.
IV. Домашнее задание.