Работа по развитию дыхания и голоса.

Массаж лица.

Развитие общей моторики.

Общее расслабление.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Ход занятия

Занятие 58. Звуки Ч — Ть

Цели:

коррекционно-развивающие:

— дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть всравнительном плане;

— формировать навыки связной речи;

коррекционно-развивающие:

- учить детей дифференцировать звуки Ч — Ть в слогах, словах и предложениях;

— развивать мыслительную деятельность;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— учить координировать речь и движения;

— выполнять упражнения, направленные на пре­дупреждение дисграфии;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самостоятельность, наблюдатель­ность;

— формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: пособие для игры «Что куда поса­дим?», карандаши, тетради, наборы для составле­ния схем, разрезные азбуки, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч, Ть.

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквой Ю.

Кладем руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело, И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали И еще послушней стали.

Я давно весну ждала. У меня свои дела. Дети идут по кругу, взяв­шись за руки.
Мне участок в огороде Нынче мама отвела! Идут в противоположную сторону.
Я возьму свою лопатку, Я пойду, вскопаю грядку. Остановились, изобража­ют как копают.
Мягкой грядка быть должна, Это любят семена. Показывают, как рыхлят грядку граблями.
Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Будут кустики бобов. (В. Глущенко) Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семе­на.
3. Развитие мелкой моторики.
— Весна-красна, Ты с чем пришла? — С сохой, бороной, С лошадкой вороной; С рожью зернистой, С пшеницей золотистой; С травою шелковою, С водою ключевою, С калиной, малиной, С красной рябиной! (Народная песенка) На каждый раз загибают по одному пальчику, снача­ла на левой, затем на пра­вой руке.

По общим правилам.Развитие мимических мышц.

Как красив цветущий сад: Восхищение.

Нишня, слива, виноград... Радость.

Но цветочки опадут,

А плоды к нам в дом придут. Радость.

Нишня, слива, виноград...
Огорчение.

(Л. Гомзяк)


 

5. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

— для челюсти: легкое постукивание зубами — губы разомкнуты;

— для губ: вращательные движения губами; отставление нижней губы от зубов и десен; отставление верхней губы;

— для языка: круговые движения языком: по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами.

— Дифференциация ротового и носового выдоха. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

— Голосовые упражнения: повышение и пониже­ние голоса при произнесении слогов.


 

 

II. Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

1. Объявление темы.Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч — Ть.


2. Акустико-артикуляционный образ звуков Ч — Ть (см. занятия 7, 57).

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».

На звук Ч — хлопаем, а звук Ть — «отталкиваем» от себя.

4. Связь звуков и букв.На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающи­ми элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

- Воспроизведение слоговых рядов: ча-тя-ча-тяти-ти-чи-титю-чу-чу-тю и т.д.

- Игра «Наоборот».

§ Мяч — мять Меч — меть Печь — петь Вечер — ветер Печка — Петька

- Звуковой анализ слов вечер, ветер.

- Графи­ческая схема слов. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Печать в тетрадях.

- Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном пред­ложении).

- Анализ предложений. Графическая схема. Короткие предложения напечатать в тет­радях.

III. Физкультминутка. Игра «Ослик».

Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит. Выбирает, выбирает, Что сначала съесть — не знает. Слева — свекла, справа — брюква, Слева — тыква, справа — клюква, Снизу — свежая трава, Сверху — сочная ботва.

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что поса­дим?»

Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес с кар­машками (возможен другой вариант).

Детям раздаются предметные картинки с ого­родными, садовыми и лесными растениями, кото­рые они должны расставить в соответствующие карманчики.

Дети вставляют картинки и комментируют свои действия: «Это огурцы. Огурцы — это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина — это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т.д.

V. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этих звуков.

Назовите лесные, огородные, садовые расте­ния.

IV. Домашнее задание.