V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Развитие фонематического слуха.

Объявление темы занятия.

III. Упражнения по развитию произношенияи обучению грамоте.

Логопед: Сегодня к нам на занятие прилетелабабочка. Она посмотрит и послушает как мы умеем правильно произносить звук Ч.

2.Акустико-артикуляционный образ звука. Логопед: Произносим звук Ч.

Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Губы округите бубликом, вытяните рупором. Кончик языка и его спинка образуют смычку с буго­рочками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная толчкообразная теплая струя воздуха. Подставьте руку, проверьте, так ли это.

Звук Ч надо всегда произносить корот­ко. Представьте, что нашу бабочку зовет в гости кузнечик и мягко стрекочет: Ч-Ч-Ч-Ч. Звук Ч — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий».

Из предложенных картинок дети выбирают те, в которых присутствует звук Ч.

4.Соотношение звука с буквой.

Ч! Ну чем не человечек? Тянет руку нам навстречу! Ч — чудесный ученик, Чемпион по чтению! Все слова на букву Ч В его стихотворении: Чародей, чудак, чулан, Чашка, чайник, чемодан, Чурка, чёлка, чугунок, Чижик, чепчик, чурбачок!

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложе­ниях и текстах.

— Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

— Определение количества слогов в слове бабоч­ка. Слоговая схема этого слова. Составление схемы и определение количества звуков в слове ночь.

— Составление предложения со словом «бабоч­ка». Запись графической схемы предложения.

IV. Физкультминутка. «Гусеница».
Этот странный дом без окон У людей зовется кокон. Дети стоят прямо, руки вдоль туловища.
Свив на ветке этот дом, Дремлет гусеница в нем. Подкладывают ладони под правую щеку.
Спит без просыпа всю зиму. Подкладывают ладони под левую щеку.
Но зима промчалась мимо. Потягиваются.
Март, апрель, капель, весна... Медленно приседают.
Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются.
Под весенним, ярким солнышком. Встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна. Стала бабочкой она! Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.

 

Логопед: «Ребята! Бабочке понравилось, как вы занимались, и она решила показать вам, что она умеет делать. А вы должны назвать ее действия». Логопед демонстрирует, как бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелете­ла с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку.

При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-дейс-твия, четко выделяя их приставочную часть. Бабочка «улетает», а логопед предлагает ребятам закончить предложения:

Бабочка с вазы ... (слетела). Бабочка к доске ... (подлетела). Бабочка вокруг цветка ... (облетела). Бабочка в комнату ... (залетела). И т. п. Название предметов из предыдущего задания изменяется.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком и буквой мы сегодня чаще всего встречались?

Кто прилетал к нам в гости? Вспомните новые слова-действия.

VII. Домашнее задание.

К занятию 57 (альбом 3, с. 21).