Артикуляционная гимнастика.

Развитие мимических мышц.

Развитие общей моторики.

Ход занятия

Занятие 53. Звук и буква Р

Цели:

коррекционно-образовательная:

— формировать и расширять знания о «семан­тическом поле» слов-глаголов; о валентности слов;

коррекционно-развивающая:

— автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать голос, дыхание и мимические мышцы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— уточнять и расширять словарь через формиро­вание «семантического поля» слов-глаголов по теме «Профессии»;

коррекционно-воспитательная:

— знакомить детей с различными профессиями и воспитывать у них уважение к труду взрос­лых.

Оборудование: предметные картинки с различными видами профессий, наборы для составления схем, фишки, тетради и карандаши.

/. Организационный момент.

Чтение стихотворения: «Чем пахнут ремесла».

У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате — лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак. (Д. Родари)

Выделение названий профессий из текста.

II. Развитие обшей.мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Раз, два — выше голова. Три, четыре — плечи шире. Пять, шесть — тихо сесть.

 

Снега прошли не малые, А все идут, идут ... Шаги на месте.
Дворники усталые Метут, метут, метут... Имитация взмахов метлой.
Гремят они лопатами Хлопки ладонями.
Под тучами лохматыми, Взмахи руками над головой.
Метелками шуршат. Имитация взмахов метлой.
На улицах, на улках, В дворах и закоулках Взмахи руками вправо, влево (2 раза).
Управиться спешат. Садятся на места.

3. Развитие мелкой моторики. «Маляры».

Маляры известку носят, Дети руками изображают «ковшики».
Стены кистью купоросят. Поглаживающие движения пра­вой рукой по ладони левой руки.
Не спеша разводят мел... Я бы тоже так сумел. На ладони правой руки круговые движения указательным паль­цем левой руки и наоборот.

4. Массаж лица.

По общим правилам.

Мы умеем улыбаться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем улыбаться. Мы умеем восхищаться.

Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в маля­ров.

Для этого: улыбнитесь; откройте рот; подними­те язык к бугорочку; водите кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед и назад. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и ниж­няя челюсть не двигались.

Красить потолок пора, Пригласим маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед—назад — Наш маляр работе рад!

А теперь мы «Лошадки» — поцокайте «копытца- ми»-язычками.

7.Работа по развитию дыхания и голоса.

— Руки на коленях: развести руки в стороны на вдох, обнять себя и выпрямиться на выдох (4 раза).

— Произносить:ммма; мммо; ммму; мммэ; мммы.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.