Артикуляционная гимнастика.
Развитие мимических мышц.
Развитие общей моторики.
Ход занятия
Занятие 53. Звук и буква Р
Цели:
коррекционно-образовательная:
— формировать и расширять знания о «семантическом поле» слов-глаголов; о валентности слов;
коррекционно-развивающая:
— автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать голос, дыхание и мимические мышцы;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— уточнять и расширять словарь через формирование «семантического поля» слов-глаголов по теме «Профессии»;
коррекционно-воспитательная:
— знакомить детей с различными профессиями и воспитывать у них уважение к труду взрослых.
Оборудование: предметные картинки с различными видами профессий, наборы для составления схем, фишки, тетради и карандаши.
/. Организационный момент.
Чтение стихотворения: «Чем пахнут ремесла».
У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак. (Д. Родари)
Выделение названий профессий из текста.
II. Развитие обшей.мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Раз, два — выше голова. Три, четыре — плечи шире. Пять, шесть — тихо сесть.
Снега прошли не малые, А все идут, идут ... | Шаги на месте. |
Дворники усталые Метут, метут, метут... | Имитация взмахов метлой. |
Гремят они лопатами | Хлопки ладонями. |
Под тучами лохматыми, | Взмахи руками над головой. |
Метелками шуршат. | Имитация взмахов метлой. |
На улицах, на улках, В дворах и закоулках | Взмахи руками вправо, влево (2 раза). |
Управиться спешат. | Садятся на места. |
3. Развитие мелкой моторики. «Маляры».
Маляры известку носят, | Дети руками изображают «ковшики». |
Стены кистью купоросят. | Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой руки. |
Не спеша разводят мел... Я бы тоже так сумел. | На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. |
4. Массаж лица.
По общим правилам.
Мы умеем улыбаться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем улыбаться. Мы умеем восхищаться.
Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в маляров.
Для этого: улыбнитесь; откройте рот; поднимите язык к бугорочку; водите кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед и назад. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
Красить потолок пора, Пригласим маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед—назад — Наш маляр работе рад!
А теперь мы «Лошадки» — поцокайте «копытца- ми»-язычками.
7.Работа по развитию дыхания и голоса.
— Руки на коленях: развести руки в стороны на вдох, обнять себя и выпрямиться на выдох (4 раза).
— Произносить:ммма; мммо; ммму; мммэ; мммы.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.