Выкладывают их из счетных палочек.

Связь звуков и букв.

Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

Объявление темы.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Развитие мимических мышц (см. занятие 44).

Массаж лица (см. занятие 44).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 44).

Развитие общей моторики (см. занятие 44).

Общее расслабление (см. занятие 44).

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Ход занятия

Занятие 45. Звуки Ж — Ш

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать детям понятие о механизме образования звуков Ж, Ш в сравнительном плане;

— формировать номинативный словарь;

коррекционно-развивающие:

— учить детей дифференцировать звуки Ж — Ш в слогах, словах, предложениях;

— формировать навыки звукового анализа и син­теза слогов и слов;

— развивать умение анализировать состав пред­ложений;

— развивать фонематические процессы;

— учить координировать речь с движениями;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей организованность и само­стоятельность.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ш, Ж, дидактичес­кое пособие к игре «Воздушные шары», счетные палочки, наборы для составления схем, зерка­ла.

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Ж, 3.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

— для челюсти: спокойное открынанис и закры­вание рта;

— для губ: губы «рупором»; «трубочкой»;

— для языка: «лопаточка»; подуть на ватку; «чашечка»; «лошадки».

7. Работа по развитию дыхания и голоса.«Цветы». Понюхаем первые весенние цветы: вдох через нос — выдох через рот; вдох через рот — выдох через рот.

Голосовые упражнения: развитие силы голоса.

Откуда ни возьмись налетели снежинки. Это злится старуха зима, не хочет уходить.

Тихо.
Громче.

На полянку, на лужок, 1ихо падает снежок.

Громко.

Но подул вдруг ветерок — )акружился наш снежок.

Пляшут все пушинки, Ьелые снежинки. (А. Барто)

 

Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как шипит змея? (Ш-ш-ш-ш.) Эти два звука мы будем учиться разли­чать.

Звук Ж — см. занятие 44.

Звук Ш — губы вытянуты рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам; язык в форме чашечки; по середине языка идет теплая воздуш­ная струя.

— Звук Ш —

согласный, твердый, глухой, шипя­щий. Развитие фонематического слуха.

Придумать слова со звуками Ж, Ш, количество

звуков в которых будет равно трем (например: жар,

шар).

Дети «пишут» буквы Ж, Ш пальчиком в воздухе.

2. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Закончи слово». Закончить слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Каранда...(ши) Камы... (ши) Экипа... (жи) Гара...(жи) Эта...(жи) Детены...(ши)

— Рассмотреть и назвать предметныо картинки, выставленные на доске. Поделить слова (из 2 и 4 слогов) на слоги: разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове, подпи­сать, назвать каждый слог.

— Игра «Воздушные шары». На картинке изоб­ражены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагаем я укра­сить воздушные шары, выбранhipaщлточного материала соответствующие картинки: Шуре — со звуком Ш, Жене — со звуком Ж.

— Составить предложения, в i о<ianкоюрых вхо­дили бы пары слов: Шура mi/к; Женя — шапка.

— Анализ составленных предложений. Запись графической схемы.

— Звонко, громко повтори!

Вот от ножек и до ушек

Моет Женю жаркийдушик,

И макушку и живот

Жене душ водой польет. (И. Лопухина)