Выкладывают их из счетных палочек.
Связь звуков и букв.
Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.
Объявление темы.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Развитие мимических мышц (см. занятие 44).
Массаж лица (см. занятие 44).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 44).
Развитие общей моторики (см. занятие 44).
Общее расслабление (см. занятие 44).
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
Ход занятия
Занятие 45. Звуки Ж — Ш
Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать детям понятие о механизме образования звуков Ж, Ш в сравнительном плане;
— формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Ж — Ш в слогах, словах, предложениях;
— формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;
— развивать умение анализировать состав предложений;
— развивать фонематические процессы;
— учить координировать речь с движениями;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей организованность и самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ш, Ж, дидактическое пособие к игре «Воздушные шары», счетные палочки, наборы для составления схем, зеркала.
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Ж, 3.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: спокойное открынанис и закрывание рта;
— для губ: губы «рупором»; «трубочкой»;
— для языка: «лопаточка»; подуть на ватку; «чашечка»; «лошадки».
7. Работа по развитию дыхания и голоса.«Цветы». Понюхаем первые весенние цветы: вдох через нос — выдох через рот; вдох через рот — выдох через рот.
Голосовые упражнения: развитие силы голоса.
Откуда ни возьмись налетели снежинки. Это злится старуха зима, не хочет уходить.
Тихо. |
Громче. |
На полянку, на лужок, 1ихо падает снежок.
Громко. |
Но подул вдруг ветерок — )акружился наш снежок.
Пляшут все пушинки, Ьелые снежинки. (А. Барто)
Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как шипит змея? (Ш-ш-ш-ш.) Эти два звука мы будем учиться различать.
Звук Ж — см. занятие 44.
Звук Ш — губы вытянуты рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; язык в форме чашечки; по середине языка идет теплая воздушная струя.
— Звук Ш —
согласный, твердый, глухой, шипящий. Развитие фонематического слуха.
Придумать слова со звуками Ж, Ш, количество
звуков в которых будет равно трем (например: жар,
шар).
Дети «пишут» буквы Ж, Ш пальчиком в воздухе.
2. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Закончи слово». Закончить слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Каранда...(ши) Камы... (ши) Экипа... (жи) Гара...(жи) Эта...(жи) Детены...(ши)
— Рассмотреть и назвать предметныо картинки, выставленные на доске. Поделить слова (из 2 и 4 слогов) на слоги: разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
— Игра «Воздушные шары». На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагаем я украсить воздушные шары, выбранhipaщлточного материала соответствующие картинки: Шуре — со звуком Ш, Жене — со звуком Ж.
— Составить предложения, в i о<ianкоюрых входили бы пары слов: Шура mi/к; Женя — шапка.
— Анализ составленных предложений. Запись графической схемы.
— Звонко, громко повтори!
Вот от ножек и до ушек
Моет Женю жаркийдушик,
И макушку и живот
Жене душ водой польет. (И. Лопухина)