Сравнительная характеристика звуков.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Объявление темы.

Работа по развитию дыхания и голоса.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мимических мышц.

Массаж лица.

Развитие общей моторики.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Ход занятия

/ Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова со звуком Ж.

1. Общее расслабление.

Дождик льет на улице — Мне нельзя гулять. Дети сидят на стульях в расслабленной позе.
И решил я капельки На стекле считать. Капельки, капельки! Три, четыре, пять... Руками имитируют вос­хождение по ступенькам.
Капельки, капельки, Я устал считать. (Э. Богданова) Тихонько кладут руки на стол.

 

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,   Дети идут по кругу, взяв­шись за руки.  
С радостью, с радостью, С великою милостью: Идут по кругу в обратную сторону.
Со льном высоким, Останавливаются, поднима­ют руки вверх, встают на носочки.
С корнем глубоким, Приседают, опускают руки.
С хлебами обильными. (Русская песенка) Взявшись за руки, бегут по кругу.

 

3. Развитие мелкой моторики. «Живая цепочка».

Набухла речка, набухла почка, Соединяют мизинчики, безы­мянные пальчики.
Живая в небе плывет цепочка. Соединяют средние пальцы.
В рассветной сини курлычет стая, Соединяют указательные пальцы.
Весну и лето соединяя. Соединяют большие пальцы.
Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо. Поглаживание.
Но ветерок еще холодный! Постукивание поду­шечками пальцев.
А все-таки солнышко сильнее! Поглаживание.

 

Нахмурить брови; закрыть правый глаз, затем левый; надуть щеки.

Упражнения:

· для челюсти: удерживать рот открытым под счет до десяти;

· для губ: одновременно поднять верхнюю губу наверх и опустить нижнюю (видны нижние и вер­хние зубы), удержать под счет;

· для языка: «чашечка»; «чистим зубки» (ниж­ние); «лопаточка» — подуть на пушинку.

«Трубач». Исходное положение: стоя, кисти рук сжаты в трубу, подняты вверх — вдох, на мед­ленном выдохе произносить в трубу: «п-ффф», по окончании вдох. Повторить три раза.

Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Произнесение предложения «Зайца ужалила пчела» с изменением силы голоса.

///. Упражнения по развитию произношенияи обучению грамоте.

Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как звенит кома­рик? (З-з-з-з.) Эти два звука мы будем учиться раз­личать.

Звук Ж — губы рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; язык принимает форму чашечки; голосовые связки работают; по середине языка идет теплая воздушная струя.

Звук Ж — согласный, твердый, звонкий, шипя­щий.

Звук 3 — губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края прижимаются к верх­ним коренным зубам; голосовые связки работают, посередине языка идет сильная холодная струя.

Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистя­щий.