Сравнительная характеристика звуков.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Объявление темы.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие мимических мышц.
Массаж лица.
Развитие общей моторики.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
Ход занятия
/ Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова со звуком Ж.
1. Общее расслабление.
Дождик льет на улице — Мне нельзя гулять. | Дети сидят на стульях в расслабленной позе. |
И решил я капельки На стекле считать. Капельки, капельки! Три, четыре, пять... | Руками имитируют восхождение по ступенькам. |
Капельки, капельки, Я устал считать. (Э. Богданова) | Тихонько кладут руки на стол. |
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
С радостью, с радостью, С великою милостью: | Идут по кругу в обратную сторону. |
Со льном высоким, | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
С корнем глубоким, | Приседают, опускают руки. |
С хлебами обильными. (Русская песенка) | Взявшись за руки, бегут по кругу. |
3. Развитие мелкой моторики. «Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почка, | Соединяют мизинчики, безымянные пальчики. |
Живая в небе плывет цепочка. | Соединяют средние пальцы. |
В рассветной сини курлычет стая, | Соединяют указательные пальцы. |
Весну и лето соединяя. | Соединяют большие пальцы. |
Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо. | Поглаживание. |
Но ветерок еще холодный! | Постукивание подушечками пальцев. |
А все-таки солнышко сильнее! | Поглаживание. |
Нахмурить брови; закрыть правый глаз, затем левый; надуть щеки.
Упражнения:
· для челюсти: удерживать рот открытым под счет до десяти;
· для губ: одновременно поднять верхнюю губу наверх и опустить нижнюю (видны нижние и верхние зубы), удержать под счет;
· для языка: «чашечка»; «чистим зубки» (нижние); «лопаточка» — подуть на пушинку.
«Трубач». Исходное положение: стоя, кисти рук сжаты в трубу, подняты вверх — вдох, на медленном выдохе произносить в трубу: «п-ффф», по окончании вдох. Повторить три раза.
Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Произнесение предложения «Зайца ужалила пчела» с изменением силы голоса.
///. Упражнения по развитию произношенияи обучению грамоте.
Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как звенит комарик? (З-з-з-з.) Эти два звука мы будем учиться различать.
Звук Ж — губы рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; язык принимает форму чашечки; голосовые связки работают; по середине языка идет теплая воздушная струя.
Звук Ж — согласный, твердый, звонкий, шипящий.
Звук 3 — губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края прижимаются к верхним коренным зубам; голосовые связки работают, посередине языка идет сильная холодная струя.
Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий.