Знакомство с буквой.
Объявление темы.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие мимических мышц
Развитие мелкой моторики.
Братцы, братцы, где вы были? | Ладони прижимают друг к другу. |
Вместе по воду ходили. | Пальчики расходятся. |
Для чего нужна водица? Чтоб цветочку дать напиться. | Обратное действие. |
4. Массаж лица:
—поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);
—постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);
—поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).
Просыпается утром Яна, а на окне распустился цветок! | Радость. |
А рядом еще несколько нераспустившихся бутончиков. | Восхищение. |
Но к вечеру цветок поблек и опал. | Огорчение. |
Упражнения:
— для челюсти: боковые движения челюстью —«обезьянки»
Обезьянки прибежали, И дразнить хозяйку стали:
Вправо-влево, вправо-влево, Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот.
—для губ: губы «трубочкой», «бубликом», «улыбка»;
—для языка: язык-«маляр» (гладим нёбо)
Красить комнату пора, Пригласили маляра.
Красит, красит потолок, Будет очень хорошо.
—«Сирень». Понюхаем цветущую сирень: вдох через нос — выдох через нос; вдох через нос — выдох через рот.
—Голосовые упражнения: протяжно произнося звук А, спеть куплет любой песни о цветах.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Логопед спрашивает детей: «Какое слово мы чаще всего произносим, когда говорим о себе?» (Я.) — и сообщает, что сегодня они познакомятся с
буквой Я.
Всем на свете буква Я Доложить готова:
А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я? —
буква, Слог, И слово! (А. Шибаев)
Отыскивание буквы Я в разрезных азбуках, составление из частей (части буквы у каждого ребенка на столе).
3. Закрепление знаний о букве на материале слогов,
слов, предложений и текстов.
— Игра «Наоборот».
Ба — бя па — пя ва — вя ка — кя Га — гя фа — фя ма — мя за — зя
—Буква Я пишется после мягкх согласных звуков. Какие еще буквы пишутся после них?
—Звуковой анализ слов типа: мясо, дядя. После анализа дети составляют данные слова из букв разрезной азбуки, печатают в тетрадях.
—Печать предложения: «Дядя ест мясо».
IV. Физкультминутка.
Мы фиалочки, фиалки, В горшочке мы растем. Нас любят не напрасно, Мы красочно цветем. | Дети сидят на корточках Медленно поднимаются, руки тянут вверх. Ходят по кругу, взявшись за руки. |
V.Упражнения по развитию лексико-грамматческой стороны речи.
—«Угадай что это?» Стебель, лист, цветок, черенок. — Цветок.
—«Четвертый лишний» (по картинкам). Кактус, герань, незабудка, фикус. Почему незабудка лишняя?
—Игра «А вчера?» Ответьте на вопросы по образцу. Катя поливает кактус. А вчера? — Катя поливала кактус.
Ваня подкармливает герань. А вчера? Света пересаживает фикус. А вчера?
Ира рыхлит землю вокруг фиалки. А вчера? Азалия стоит на подоконнике. А вчера? И т.д.
VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
С какой буквой мы сегодня познакомились? После каких согласных пишется буква Я?
Назовите комнатные растения, которые вы знаете.
VII.Домашнее задание.