Знакомство с буквой.

Объявление темы.

Работа по развитию дыхания и голоса.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мимических мышц

Развитие мелкой моторики.

Братцы, братцы, где вы были? Ладони прижимают друг к другу.
Вместе по воду ходили. Пальчики расходятся.
Для чего нужна водица? Чтоб цветочку дать напиться. Обратное действие.

4. Массаж лица:

—поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);

—постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);

—поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).

Просыпается утром Яна, а на окне распустился цветок! Радость.
А рядом еще несколько нераспустившихся бутончиков. Восхищение.
Но к вечеру цветок поблек и опал. Огорчение.

Упражнения:

— для челюсти: боковые движения челюстью —«обезьянки»

Обезьянки прибежали, И дразнить хозяйку стали:
Вправо-влево, вправо-влево, Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот.

—для губ: губы «трубочкой», «бубликом», «улыбка»;

—для языка: язык-«маляр» (гладим нёбо)

Красить комнату пора, Пригласили маляра.
Красит, красит потолок, Будет очень хорошо.

—«Сирень». Понюхаем цветущую сирень: вдох через нос — выдох через нос; вдох через нос — выдох через рот.

—Голосовые упражнения: протяжно произнося звук А, спеть куплет любой песни о цветах.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Логопед спрашивает детей: «Какое слово мы чаще всего произносим, когда говорим о себе?» (Я.) — и сообщает, что сегодня они познакомятся с
буквой Я.

Всем на свете буква Я Доложить готова:
А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я? —
буква, Слог, И слово! (А. Шибаев)

Отыскивание буквы Я в разрезных азбуках, составление из частей (части буквы у каждого ребенка на столе).

3. Закрепление знаний о букве на материале слогов,
слов, предложений и текстов.

— Игра «Наоборот».

Ба — бя па — пя ва — вя ка — кя Га — гя фа — фя ма — мя за — зя

—Буква Я пишется после мягкх согласных звуков. Какие еще буквы пишутся после них?

—Звуковой анализ слов типа: мясо, дядя. После анализа дети составляют данные слова из букв разрезной азбуки, печатают в тетрадях.

—Печать предложения: «Дядя ест мясо».

IV. Физкультминутка.

Мы фиалочки, фиалки, В горшочке мы растем.   Нас любят не напрасно, Мы красочно цветем. Дети сидят на корточках Медленно поднимаются, руки тянут вверх. Ходят по кругу, взявшись за руки.

V.Упражнения по развитию лексико-грамматческой стороны речи.

—«Угадай что это?» Стебель, лист, цветок, черенок. — Цветок.

—«Четвертый лишний» (по картинкам). Кактус, герань, незабудка, фикус. Почему незабудка лишняя?

—Игра «А вчера?» Ответьте на вопросы по образцу. Катя поливает кактус. А вчера? — Катя поливала кактус.

Ваня подкармливает герань. А вчера? Света пересаживает фикус. А вчера?
Ира рыхлит землю вокруг фиалки. А вчера? Азалия стоит на подоконнике. А вчера? И т.д.

VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.

С какой буквой мы сегодня познакомились? После каких согласных пишется буква Я?

Назовите комнатные растения, которые вы знаете.

VII.Домашнее задание.