Автоматизация звука в слогах.
Связь звука и буквы.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Объявление темы.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Массаж лица.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц:
—нахмурить брови;
—подмигнуть;
—втянуть щеки в рот.
6.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
— для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз:
Рассердился язычок, Крепко стиснул кулачок.
Разбежался сильно он, Дверь открыл и вышел вон!
—для губ: губы — «художники» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы).
—для языка: язык «лопаткой», «иголочкой», «горбиком», «чашечкой»; выполнение действий по тексту
Посмотри направо,
Посмотри налево,
Посмотри на небо — нет ли туч,
Погляди вниз на дорожку — нет ли луж.
Ничего не нашел, домой пришел.
—«Ныряльщики». Дети «превращаются» в«ныряльщиков». Логопед: «Сейчас мы спустимся под воду. Вдох через нос («нырнули»), выдох через
рот («вынырнули») — 2 раза.
—Голосовые упражнения: звуком «Э» спеть песенку «Солнышко лучистое».
///, Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э.
Изолированное произношение звука Э — хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Характеристика звука.
Звук Э — гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды), обозначается красным цветом.
3. Развитие фонематического слуха.
Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.
Это — Э
С открытым ртом И большущим языком. (Г. Юдин)
Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.
Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК, КЭ. Составление их из букв разрезной азбуки, печатание в тетрадях.
6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Подберите имена детей, которые начинаются со звука Э. (Эдик, Эмма, Эля.)
—Назовите картинки, которые выставлены на доске. Деление на слоги слов сложной слоговой структуры (эскалатор, эскадрилья, экскаватор, эскадрон, электричество). Запись графической схемы.
—Звуковой анализ слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной азбуки.
—Составление предложения со словом Эдик по
предложенной схеме: Эдик видит эскимо .
—Составление этого предложения из букв разрезной азбуки.
—Выделение слов со звуком Э из стихотворения.
Электричество в домах,
Свет горит на этажах,
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
IV.Физкультминутка. Игра «Запретное движение».
V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
—Рассматривание картины с изображением рыбы. Называние частей тела рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Логопед
говорит детям, что тело большинства рыб покрыто чешуей и что рыбы живут в воде.
—Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище» (образование притяжательных прилагательных).
У щуки: У акулы:
Голова — щучья голова — акулья
Хвост - щучий хвост - акулий
Туловище — щучье плавник — акулий
Плавник — щучий туловище — акулье
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому звуку.
Где живут рыбы? Чем покрыто их тело?
VI/. Домашнее задание.
К занятию 36 (альбом 2, с. 24).
Занятие 37. Звук и буква Й
Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать детям понятие о механизме образования звука Й;
— формировать адъективный словарь;
коррекционно-развивающие:
—автоматизировать у детей звук И в слогах, словах и предложениях;
—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
—развивать дыхание и голос;
—развивать фонематический слух и восприятие;
— расширять словарь;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей бережное отношение к обитателям живой природы.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствует звук Й, схемы предложений, картинки с изображением рыб, большие картины с изображением моря, аквариума, реки, наборы для
составления схем, карандаши, тетради, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых есть звук Э.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.