Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Связь звуков и букв.
Работа по развитию дыхания и голоса (см. занятие 34).
Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 34).
Развитие мимических мышц (см. занятие 34).
Массаж лица (см. занятие 34).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 34).
Развитие общей моторики (см. занятие 34).
Общее расслабление (см. занятие 34).
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Игра «Чего не стало?»
Для игры необходимо десять предметных картинок с изображениями инструментов. Логопед убирает картинки: гвоздь, молоток; просит выделить
первый звук в слове гвоздь и последний звук в слове молоток. Звуки Г и К мы будем учиться различать.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика звуков.
Звук Г — согласный, твердый, звонкий, заднеязычный. Звук К — согласный, твердый, глухой, заднеязычный.
Почему звук Г — звонкий, а звук К — глухой? Почему эти звуки согласные?
3.Развитие фонематического слуха. Игра «Угадай-ка».
Угадать, какое слово получится из первых звуков, названий предметных картинок. Например: коса, обруч, топор (кот); гвоздь, облако, рубанок,
арбуз (гора).
Выкладывание букв Г и К из счетных палочек. Отыскивание их в разрезных азбуках.
- Составление слогов ГА, КА, ГО, КО, ГУ, КУ из букв разрезной азбуки по словесной инструкции: «Какой звук нужно поставить перед звуком
А, чтобы получился слог ГА» и т.д.
— Игра «Пирамида». Дети делятся на две команды. Одна команда составляет «пирамиду» из слов со звуком Г, а вторая — из слов со звуком К.
В основании пирамиды должно быть пять квадратов (звуков), выше — четыре. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед предлагает детям выбрать картинки с соответствующим звуком и «выстроить» пирамиду. Например: гам, нога, книгам т.д.
— Дополнить предложения.
Коля забил молотком... (гвоздь).
Катя вышивает картину... (иголкой).
—Деление предложений на слова. Запись графической схемы.
—Закончи строчки.
Ели вкусную икру,
Подарили нам... (игру).
Громко петь умеют Клаша,
И ее подружка... (Глаша).
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша... (горка).
IV. Физкультминитка. «Огородница».
Лида вынесла лопатку, | Несут воображаемую лопатку. |
У крыльца вскопала грядку. | «Копают». |
И зарыла у крыльца, | Приседают. |
Семена от огурца. | «Зарывают». |
Урожая Лида ждет, | Встают. |
Поливает огород. (И. Тобольский) | Наклоны вправо, влево. |
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра«Назови действие». Дети подбирают действия к словам.
Иголкой (что делают?) — шьют, вышивают, чинят.
Лопатой — копают.
Метлой — подметают, метут.
Топором — рубят.
Мастерком — штукатурят.
Валиком — красят.
Молотком — вбиват.
Ножом — режут.
Пилой — пилят.
Ножницами — подстригают.
Ключом — закручивают (гайку).
VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Логопед: «Какие звуки мы сегодня учились различать? Подумайте и скажите, о каком звуке я говорю? (характеристика звуков Г, К)
Какие инструменты вы знаете? Назовите их».
VII.Домашнее задание.
К занятию 35 (альбом 2, с. 22—23).
VIII.Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 2, с. 16; февраль, 1 неделя).