Лексико-грамматические игры.
Фонетические игры.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Соотношение звука с буквой.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука Г с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука Г.
Звук Г — согласный, твердый, звонкий, заднеязычный, обозначается синим цветом.
Выкладывание буквы Г из счетных палочек.
3.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай
звук».
—Игра «Домик». Определение места звука в словах.
—Работа над деформированной фразой.
Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.
—Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.
—Громко, звонко повтори!
—Га-га-га, — гогочет гусь. —
—Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят
Все гляжу не нагляжусь.
Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля
На одной ноге. (Е. Тарлапан)
—Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
Га-го-гу-гы Го-гу-га-гэ Гы-гу-го-га и т.д.
—Игра «Доскажи слово». Добавляй слог ГА.
Вла... кни... тай...
Слу... но... пур...
—Звуковой анализ слова КНИГА с составлением графической схемы.
—Подбор слова к схеме:
с | к | с | к |
—Игра «Домик». Определение места звука в словах.
—Работа над деформированной фразой.
Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.
—Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.
—Громко, звонко повтори!
—Га-га-га, — гогочет гусь. —
—Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят
Все гляжу не нагляжусь.
IV.Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.
V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Плащ (чей?) — мамин, папин ...
Куртка (чья?) — тетина, дядина ...
Платье (чье?) — мамино, бабушкино ...
Ботинки (чьи?) — дедушкины, папины ... и т.д.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому звуку.
Про чьи предметы рассказывали? (Про папины, мамины, бабушкины и т.д.)
VII.Домашнее задание.
К занятию 33 (альбом 2, с. 19).
VIII.Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 14; январь, 4 неделя).
—Звуковой анализ слов типа гусь, Дина, тина.
—Определение места звуков Ть, Дь, Г в словах и
обозначение их на схеме.
—Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».
—Составление предложений со словами мастерок, дерево, игла. Анализ и схема.
—Работа в тетрадях с буквами и словами.
—Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Например: О ком можно сказать:
добрый, радостный, строгий — добрая, радостная, строгая — добрые, радостные, строгие?
—Образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
Например: Это чья юбка? — Мамина. Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино. Это брюки папы. Чьи это брюки? Ит.д.
—Образование существительных множественно-
го числа именительного и родительного падежей. Например: сестра — сестры — сестер, брат — ..., бабушка — ..., сын — ..., дочь —....
—Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: папа — папочка и т.д.
—Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Мама добрее, чем.... Папа
сильнее, чем.... Брат меньше, чем ....
Занятие 34. Звуки Г, Гь. Буква Г
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Г, Гь;
—формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:
—расширять и уточнять словарь детей;
— учить дифференцировать звуки Г, Гь в слогах, словах, предложениях и тексте;
—учить выполнять расслабляющие упражнения;
—развивать звуковой анализ и синтез;
—развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей уважительное отношение к
труду окружающих людей.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Г, Гь, предметные картинки с раз- личными инструментами, синие и зеленые флажки, графические схемы, дидактическое пособие к игре «Посели слово», карандаши, тетради, наборы для составления схем.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки и назовет слова со звуком Г.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Выполнение действий по тексту.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают...
2.Развитие общей моторики. «Плотник».
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает, Рамы и полы. Топором, рубанком, Выстругивает планки. Сделал подоконники Без сучка-задоринки. (С. Баруздин) | Дети парами, пилят пилой. Руками рисуют квадрат. Изображают работу топо- ром, а затем рубанком. Стряхивают «опилки» с рук и одежды. |
3. Развитие мелкой моторики. «Грабли».