Автоматизация звука в слогах, словах, предложе ниях и текстах.
Развитие фонематического слуха.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Если по свежему снегу гулять Нужно воздухом дышать Выдох - пффф -> Возврат дыхания -> Пффф -> Пауза -> Возврат дыхания -> С-с-с-с -> пауза -> возврат дыхания -> пффф -> Возврат дыхания->
Расслабление мышц брюшного пресса.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.
2. Акустико-артикуляционныйобраз звука.
Проверьте, как у вас работают губы и язык:
- губы улыбаются;
- кончик языка находится за нижними зубами;
- боковые края языка плотно прижимаются к
верхним коренным зубам;
—передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
—по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
—горлышко молчит. Звук «С» — согласный, твердый, глухой, свистящий.
Перед детьми выставляется изображение березы. Детей просят украсить березу картинками, в которых встречается звук С.
4. Соотношение звука с буквой.
«С» — как серп рисуем с вами.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
—Логопед называет первый слог, ребенок второй.
Добавь слог СА: ли... (са);ро... (са); план... (са).
Добавь слог СЫ: о... (сы); ко... (сы); у... (сы);
—Звуковой анализ слогов СА, СЫ. Составление
схем слогов.
—Дети снимают картинки с березы. Четко проговаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука в слове.
—Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Запись графической схемы составленных предложений.
—IV. Физкультминутка. «Снежинки».
Снежинки пуховые, Веселые, живые! | Взмахи руками. |
Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном | Кружиться. |
И землю устилаете Блестящим серебром. (А. Липецкий) | Присесть. |
V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
— Игра: «А что вчера».
Сегодня снег блестит, а вчера...
Сегодня снег падает, а вчера...
Сегодня снег сверкает, а вчера...
Сегодня снег тает, а вчера...
Сегодня снег хрустит, а вчера...
Сегодня снег идёт, а вчера...
—Подбор слов-родственников к слову «снег» с помощью наводящих вопросов (снег — снегурочка, снеговик, снежинка, снежный (ком),снегопад, снегирь).
—Логопед предлагает детям вспомнить действия, которые выполнял снег в игре: «А что вчера». Дети называют слова-родственники и слова-действия, украшая березу бумажными снежинками при назывании каждого слова. Логопед говорит,
что под снежинками березе будет тепло зимой.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Какой звук мы научились говорить правильно?
О каком времени года мы сегодня говорили?
Вспомните действия, которые относятся к слову
снег.
VII. Домашнее задание.
К занятию 21 (альбом 2, с. 1)*.
Занятие 22. Звук Сь. Буква С
Цели:
коррекиионно-образовательные:
—дать понятие о механизме образования звука Сь;
—научить детей подбирать существительные к глаголам на заданную тему;
коррекиионно-развиваюшие:
—автоматизировать звук Сь в слогах, словах, предложениях;
—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
—уточнять и расширять словарь;
—развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
коррекиионно-воспитательная:
— воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: предметные картинки со звуком Сь, дидактическое пособие к игре «Телевизор», набор пуговиц для каждого ребенка, картина «Зима», разрезные азбуки, тетради, карандаши.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии
которых есть звук Сь (из предыдущего занятия).
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.