VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Дифференциация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Связь звуков и букв.
Объявление темы.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Развитие мимических мышц.
Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
Однажды купила мама Тане новые ботинки. | Радость. |
Ботинки оказались маленькими. | Огорчение. |
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки! | Удивление. |
Ботинки как раз впору! | Восхищение. |
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: имитация жевания;
—для губ: почмокать губами, пошлепать губами;
—для языка: мы прижмем язык губами (пя-пя-пя);
а потом прижмем зубами (тя-тя-тя).
—вдох через рот — выдох через рот (5 раз).
—голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
вдох * эао.
эао
эао выдох
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Выделение четвертого лишнего.
Плащ, ботинки, пальто, куртка.Кроссовки, сапоги, берет, туфли.
Какие первые звуки в этих словах? С ними мы сегодня и познакомимся.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков Б, Бь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков.
Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной. Звук Бь — согласный, мягкий, звонкий, губной.
3. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в ряду согласных.
На звук Б — хлопаем, на звук Бь — топаем.
Логопед выставляет на доску букву Б — домик для звуков. Дети печатают букву в тетрадях по образцу.
—Игра «Живое слово». Для игры берутся два слова: бант, бинт. После звукового анализа слова бант дети «становятся звуками» этого слова, встают в нужной последовательности и выбирают фишки соответствующих цветов. Остальные дети проверяют правильность «живой» (цвет- ной) схемы. То же со словом бинт. Затем дети
вместе составляют данные слова из букв раз-
резной азбуки и печатают их в тетрадях.
—Вспомнить, какие слова были лишними. Соста-
вление предложений со словами ботинки,
берет. Анализ составленных предложений.
Запись графической схемы.
—Громко, звонко повтори.
Ба-ба-ба — на избе была труба.
Бу-бу-бу — побелили мы трубу.
Бе-бе-бе — белый голубь на трубе.
Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.
IV. Физкультминитка. Игра «Запретное движение».
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Остановки».
Логопед перечисляет различные виды одежды для всех сезонов. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название осенней одежды. То же с обувью и головными уборами.
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам Б, Бь. Как называется:
—одежда для осени — ... (осенняя);
—обувь для осени — ... (осенняя);
—головные уборы для осени — ... (осенние).
VII. Домашнее задание.
К занятию 19 (альбом 1, с. 29—30).
Занятие 20. Звуки П — Б
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков;
—формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:
—развивать адъективную лексику;
—развивать фонематический слух и восприятие;
—развивать мимические мышцы;
— учить детей выполнять расслабляющие упражнения;
— уточнять и расширять словарь;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навыки самообслуживания.
Оборудование: одежда детей или картинки с изображением одежды, картинки со звуками П, Б в начале, середине и конце слова, зеркала, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет предметы осенней обуви,
одежды и головных уборов.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.