VI. Итог занятия и оценка работы детей.

Дифференциация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

Связь звуков и букв.

Объявление темы.

Работа по развитию дыхания и голоса.

Развитие мимических мышц.

Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Однажды купила мама Тане новые ботинки. Радость.
Ботинки оказались маленькими. Огорчение.
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки! Удивление.
Ботинки как раз впору! Восхищение.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: имитация жевания;

—для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

—для языка: мы прижмем язык губами (пя-пя-пя);
а потом прижмем зубами (тя-тя-тя).

—вдох через рот — выдох через рот (5 раз).

—голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

вдох * эао.
эао
эао выдох

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Выделение четвертого лишнего.
Плащ, ботинки, пальто, куртка.Кроссовки, сапоги, берет, туфли.
Какие первые звуки в этих словах? С ними мы сегодня и познакомимся.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков Б, Бь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков.

Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной. Звук Бь — согласный, мягкий, звонкий, губной.

3. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в ряду согласных.
На звук Б — хлопаем, на звук Бь — топаем.

Логопед выставляет на доску букву Б — домик для звуков. Дети печатают букву в тетрадях по образцу.

—Игра «Живое слово». Для игры берутся два слова: бант, бинт. После звукового анализа слова бант дети «становятся звуками» этого слова, встают в нужной последовательности и выбирают фишки соответствующих цветов. Остальные дети проверяют правильность «живой» (цвет- ной) схемы. То же со словом бинт. Затем дети
вместе составляют данные слова из букв раз-
резной азбуки и печатают их в тетрадях.

—Вспомнить, какие слова были лишними. Соста-
вление предложений со словами ботинки,
берет. Анализ составленных предложений.
Запись графической схемы.

—Громко, звонко повтори.

Ба-ба-ба — на избе была труба.
Бу-бу-бу — побелили мы трубу.
Бе-бе-бе — белый голубь на трубе.
Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.

IV. Физкультминитка. Игра «Запретное движение».

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Остановки».

Логопед перечисляет различные виды одежды для всех сезонов. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название осенней одежды. То же с обувью и головными уборами.

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам Б, Бь. Как называется:

—одежда для осени — ... (осенняя);

—обувь для осени — ... (осенняя);

—головные уборы для осени — ... (осенние).

VII. Домашнее задание.

К занятию 19 (альбом 1, с. 29—30).

 

Занятие 20. Звуки П — Б

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков;

—формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:

—развивать адъективную лексику;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—развивать мимические мышцы;

— учить детей выполнять расслабляющие упражнения;

— уточнять и расширять словарь;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей навыки самообслуживания.

Оборудование: одежда детей или картинки с изображением одежды, картинки со звуками П, Б в начале, середине и конце слова, зеркала, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет предметы осенней обуви,
одежды и головных уборов.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.