Развитие общей моторики.
Общее расслабление. Выполнение действий по тексту.
Фонетические игры.
—Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков Н, М, или Б.
—Звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы: бак, нос, мука.
—Игра «Скажи наоборот». Логопед предлагает детям заменить Н на М и М на Н.
На-на-на-на — му-му-му-му
Но-но-но-но — мэ-мэ-мэ-мэ
Ны-ны-ны-ны — ма-ма-ма-ма
—Составление предложений со словами: бак, нос, мука, деление их на слова и выкладывание
схемы.
—Работа в тетрадях с буквами и слогами.
2. Лексико-грамматические игры.
—Игра «Назови ласково». Белка — белочка и т.д.
—Образование сложных прилагательных. Напри-
мер: У лисы длинный хвост. Какая лиса? —
Длиннохвостая. У зайца: короткий хвост —...тонкие лапы —... короткие лапы —... толстые лапы —... длинные уши —... ) острые уши —.короткие усы —....
— Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья.
Берлога медведя. — ...
Дупло белки. — ...
Логово волка. — ...
Морда лисы. — ...
Хвост зайца. — ...
— Образование существительных с помощью суффикса -ищ-. Например: нос — носище {лапы,хвост, усы, глаза, зубы и т.д.).
— Подбор слов-антонимов. Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.
— Игра «Сосчитай».
— Закрепление употребления предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.
Занятие 19. Звуки Б, Бь. Буква Б
Цели:
коррекционно-образовательные:
— научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б, Бь;
— формировать словарь и учить дифференцировать предметы одежды по сезонам;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Б, Бь в слогах, словах, предложениях и тексте;
— развивать фонематические процессы;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать память и мышление;
коррекционно-воспитательная:
— расширять кругозор детей.
Оборудование: наборы для составления схем, карандаши, тетради, картинки со звуками Б, Бь в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно образует слова-признаки (притяжательные прилагательные, тема «Дикие животные»).
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
— Руки на коленях, Пальчики прижаты.
— Руки, ноги сжаты, Пальцы разжимаем,
— Крепко, с напряженьем, Отдыхаем, отдыхаем.
Я умею обуваться, Если только захочу. | Топают ногами. |
Я и маленького братца Обуваться научу. | Руки перед грудью — «малень- кий братец». |
Вот они, сапожки. | Наклоняются вперед. |
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ногой. |
Гели дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е Благинина) | Топают ногами. |
3.Развитие мелкой моторики. «Новые кроссовки»
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. | Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших. |
Вот так, Вот так, Новые кроссовки. (Н. Нищева) | Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |