Лексико-грамматические игры.
Фонетические игры.
—Игра «Разложи в два ряда». Дети делятся на две команды — одна команда раскладывает картин ки со звуками М, Мь в названии, а вторая — со звуками Н, Нь.
—Игра «Повтори правильно» (повторение слоговых рядов):
Ми-ма-му-ме
На-ну-ни-ны и т.д.
— Игра «Домик». Определить место звуков Н, Нь, М, Мь в названии картинок: нос, банан, комар; миска и т.д.
— Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «расселить» в зависимости от количества слогов (слова со звуками Н, Нь, М, Мь).
— Игра «Восстанови слоги». Предлагается дописать недостающие элементы букв в слогах.
— Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: корова — коровы — нет коров и т.д.
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: например, овца — овечка и т.д.
— Образование сложных прилагательных. Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая.) У быка острые рога. У свиньи короткие ноги. У кролика длинные уши. У лошади длинная грива. У овцы мягкая шерсть. И т.д.
— Образование притяжательных прилагательных. Например: Конура собаки. Чья конура? (Собачья.) Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади. Морда кролика. Лапы кошки. И т.д.
— Образование существительных с помощью суффикса -ищ-. Например: нос — носище, лапы, хвост, усы и т.д.
Занятие 17. Звуки Н — М
Цели:
коррекционно-образовательные:
—учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;
—формировать номинативную лексику по теме «Дикие животные»;
коррекционно-развивающие:
—учить детей дифференцировать звуки Н — М в слогах, словах и предложениях;
—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
—развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки со звуками Н, М, зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы
для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет жилища домашних животных.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе. ',
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно —
Расслабление приятно.
2. Развитие общей моторики. «Ежик»
По сухой лесной дорожке: — Топ-топ-топ, — топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. | Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают частые шажки. |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. | «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». |
3. Развитие мелкой моторики. | |
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. (В. Пальчинскайте | Дом — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |