Фонетические игры.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Связь звуков и букв.
Логопед демонстрирует букву Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны. (В. Степанов)
Дети находят букву Ы среди других букв разрез-
ной азбуки.
— Игра «Живые буквы». Произносятся слоги типа ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут (например, Катя — звук Ы, а Дима
— звук П) и фишки соответствующих цветов (Катя — красную, Дима — синюю). Остальные дети проверяют правильность их выбора. То же самое со слогом ПЫ. Составление слогов из букв разрезной азбуки.
— Составить слова со звуком Ы. Рассмотреть картинки, выставленные на доске. Деление слов на
слоги.
Логопед: «К нам в гости забежал ёж, а зовут его Пых. Он просит, чтобы вы написали его имя». После звукового анализа слова Пых, дети
составляют его из букв разрезной азбуки. Записывают в тетради.
Дети составляют предложения о еже. Например: «Ёжик ПЫХ зимой спит». Делят его на
слова, записывают графическую схему.
IV. Физкультминутка. Игра «Запретное движение».
Логопед говорит детям о том, что сейчас будут выполняться различные движения (руки вверх, вниз, на поясе, присели, встали, руки перед собой и т.д.), но запретным будет движение «руки на поясе».
Выигрывает тот, кто будет самым внимательным и не выполнит запретное движение.
Дети рассматривают картинки с изображениями грибов. Логопед объясняет, что грибы, которые можно есть, называются съедобными, а те, которые есть нельзя — несъедобными.
Игра «В лес пойдем — грибов наберем». Вносится корзина с грибами (тестопластика), и дети подсчитывают, сколько грибов они нашли.
Одна лисичка, две лисички..., пять лисичек.
Один мухомор, два мухомора..., пять мухомо-
ров.(Подберёзовик, подосиновик, маслёнок, опё-
нок).
Логопед спрашивает, какие грибы в корзинке нельзя нести домой? (Мухоморы.) Почему?
С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому звуку. Какие грибы мы сегодня собирали?
VII. Домашнее задание. К занятию 13 (альбом 1, с. 18-19).
VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 16; ноябрь, 1 неделя).
— Игра «Домик». Определить место звука Ы в словах: рыжик, зубы, синицы, грибы, дым.
— Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «расселить» в зависимости от количества слогов. (Слова со звуками Ы, А,
О, У, И).
— Игра «Разложи по рядам». Воспитатель раскладывает буквы, а дети определяют первый звук в названии картинок и кладут в ряд к соответствующей букве.
— Из ряда букв вычеркнуть те, которые написаны
неправильно.
2. Лексико-грамматические игры:
— Игра «Один — много». Лисичка — лисички — нет лисичек и т.д.
— Игра «Сосчитай». Один опенок, два опенка..., пять опят и т.д.
— Игра «Съедобный — несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, при назывании несъедобного дети останавливаются. То же с мячом.
Занятие 14. Гласные звуки: А, У, И, Ы, О
Цели:
коррекционно-образовательные:
— формировать у детей умение различать гласные звуки;
— формировать навыки словообразования;
— закреплять понятие о словах-признаках;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей звуко-слоговой анализ слов;
— развивать дыхание и голос;
— развивать фонематические процессы;
— закреплять понятие «гласный звук»;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навыки поведения в магазине.
Оборудование:пособие к дидактической игре «Домик», набор «банок», наборы для составления схем, разрезные азбуки, карандаши, тетради.