Занятие 13. Звук и буква Ы
Акустико-артикуляционный образ звуков. См. предыдущие занятия.
3.Развитие фонематического слуха. Игра «Чудо-дерево».
Украсить дерево (в данном случае это береза) картинками, в названии которых имеются звуки К, X. Детям объясняют, что у березы листики облетели и ее надо украсить картинками.
4.Связь звуков и букв. На что похожа буква К? А буква X? Отыскивание букв в разрезных азбуках.
5.Дифференциация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Замени звук». Что получится, если звук К заменить на звук X. Ка — ха Ко — хо Ку - ху и т.д.
—Звуковой анализ слогов предыдущего упражнения. По следам звукового анализа дети составляют слоги из букв разрезной азбуки и читают их.
—Дети делятся на две команды и отбирают картинки со звуками К, X. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок. Дети уносят картинки с собой, делят слова на слоги и записывают слоговую и звуковую схему слов. Звуковой анализ слов: муха, мука.
—Составление предложений со словами муха,
мука. Анализ предложений с графической записью.
—Произнесение чистоговорки.
Крошки хомяк за щеку клал, Корм хорек из хлева украл.
IV. Физкультминутка. Выполнение действий по
тексту.
Ка-ка-ка — я устал слегка. Ох-ох-ох — соберем горох.
Ко-ко-ко — руки высоко. Ух-ух-ух — рубим во весь дух.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
—Отгадывание загадки: «Без рук, без топоренка
построена избенка». (Гнездо.) Рассматривание
картины, где крупным планом изображена птица. Логопед показывает и называет части тела птицы: голову, шею, крылья, хвост, ноги, туловище, клюв. Логопед отмечает особенность: у
всех птиц есть перья, крылья, клюв.
—Игра «Назови ласково».
голова — головка хвост — хвостик шея — шейка ноги — ножки крылья — крылышки клюв — клювик
VI.Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать? Назовите части тела птицы, в которых присутствуют звуки К, X.
VII.Домашнее задание. К занятию 12 (альбом 1, с. 16—17).
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ы;
— формировать умение согласовывать имена числительные и имена существительные;
коррекционно-развивающие:
— развивать дыхание и голос;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
— автоматизировать звук Ы в слогах, словах, предложениях и тексте;
— развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей чувство любви к лесу и
бережное отношение к нему.
Оборудование: зеркала, тетради, наборы для составления схем, разрезные азбуки, картинки, в названии которых есть звук Ы, набор предметов для игры в «Лото», картинки с изображением грибов.