V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
IV. Физкультминутка.
Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Связь звуков и букв.
Объявление темы.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Развитие мимических мышц
Какая красивая стрекоза! | Улыбнулись. |
Как сверкают ее крылышки! | Обрадовались. |
Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка. | Огорчились. |
Но стрекоза вспорхнула и улетела. | Восхищение. |
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
для челюсти: имитация жевания;
для губ: удержать губами витаминку;
для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
Упражнение «На турнике». Исходная позиция — стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх — вдох, опустить палку на лопатки — длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3—4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков:
ау. выдох
ау.
ау вдох а
На прошлом занятии мы с вами различали два звука — П и Т — а сегодня к ним присоединился еще один звук — К.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков П, К, Т.
3. Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов,
ту-ку-пу то-ко-по пу-ту-ку
по-то-ко ку-ту-пу ко-то-по и т.д.
Отыскивание букв П, К, Т в разрезных азбуках (с
опорой на образец). Прописывание их в тетрадях.
— Определение последних звуков в слогах АК, ОТ, УП и первых звуков в слогах КО, ТУ, ПА.
Составление слогов из букв разрезной азбуки.
— Дети делятся на три команды. Из предложенных картинок 1-я команда отбирает картинки со звуком П, 2-я — со звуком Т, 3-я — со звуком
К и определяют место соответствующего звука
в словах, делят слова на слоги.
— Звуковой анализ слов: мак, суп, пот. Составление графических схем.
— Составление предложений по сюжетным картинкам. Кот спит на тахте. Паук плетет
паутину.
— Деление их на слова. Запись графической схемы предложений.
— Проговаривание скороговорки:«Паук под потолком, платок под колпаком».
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
(3. Александрова
Логопед: «Отгадайте загадку: не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар.) Каких насекомых вы еще знаете?» Рассматривание картинок с
изображениями насекомых: кузнечик, бабочка, оса, пчела, стрекоза, муха, комар, жук, таракан, шмель.
Игра «Узнай, чье крылышко?»
Это крылышко пчелы.
Это крылышко кузнечика.
Это крылышко стрекозы и т.д.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Дайте характеристику звукам П, Т, К.
VI/. Домашнее задание.
К занятию 9 (альбом 1, с. 12).
VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1, с. 12; октябрь, 3 неделя).
1. Фонетические игры:
— Звуковой анализ слов типа кит, мак.
— Определение места звуков П, Т, К в словах и обозначение на схеме.
— Деление слов на слоги — игра «Слоговой магазин».
— Нарисовать бабочку по трафарету и раскрасить ее.
2. Лексико-грамматические игры:
Игра «Сосчитай». Один комарик, три комарика, пять комариков и т.д.
Игра «Подбери признак». Бабочка (какая?), комарик (какой?) и т.д.
Отгадывание и заучивание загадок:
Что за девчонка: Домовитая хозяйка
В поясе тонка, Пролетает над лужайкой.
Огромные очи. Похлопочет над цветком —
Летит — стрекочет. Он поделится медком.
Стрекоза Пчела
Не зверь, не птица, Целый день летает,
Носок, как спица, Вам надоедает,
Летит — кричит, Ночь настанет,
Сядет — молчит. Тогда перестанет.
Комар Муха