V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
IV. Физкультминутка.
Дифференциация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Связь звуков и букв.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Объявление темы.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Развитие мимических мышц (см. занятие 7).
Массаж лица (см. занятие 7).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 7).
Развитие общей моторики (см. занятие 7).
Общее расслабление (см. занятие 7).
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто выберет себе картинку с фруктами. (Предлагаются картинки, изображающие овощи и фрукты.)
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
5. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
для челюсти: имитация жевания,
для губ: «трубочка», «бублик»;
для языка: язык «горбиком» (к-к-к); «прятки» (язычок играет в прятки с зубками — покажет ся и спрячется); губы в улыбке (язык у нижних
зубов, а затем у верхних).
«Петух». Исходная позиция: стоять прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бед- рам и, выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку (3 раза).
Голосовые упражнения: тянем звук А на одном выдохе.
вдох | а
_w а
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки К - Т.
Назовите последний звук в словах ПОТ и СОК.
Какие это звуки? Хоровое и индивидуальное проговаривание.
Звук К — согласный, твердый, глухой, переднеязычный. Звук Т - согласный, твердый, глухой, заднеязычный.
3.Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов.
Та-ка-та Ка-та-та
Та-та-ка Ка-ка-та и т.д.
На доске выставляются буквы К, Т. Дети находят их в разрезных азбуках и прописывают в тетрадях.
— Логопед говорит детям: «Я произнесу слоги, вы скажите, сколько в них звуков? Назовите 1-й и 2-й звуки». Звуковой анализ слогов ТА, КА, ОТ, ОК. Составление звуковой схемы слогов.
— Выделение четвертого лишнего: лиса, заяц, корова, медведь; шкаф, стол, диван, тарелка.
Определение места звуков К, Т в выделенных словах. Деление слое на слоги. Запись графической схемы.
— Составление предложений со словами корова и тарелка. Деление их на слова, запись графи- ческой схемы.
Громко, звонко повтори!
Катает кот моток,
Паук паутинку ткет.
— Тики-так, тики-так, — Так ходики стучат. | Наклонять голову вправо — влево. |
— Туки-так, туки-так, — Так колеса стучат. | Поочередно правой и левой рукой описывать перед собой круги. |
Туки-ток, туки-ток, Так стучит каблучок. | Стучать каблучками. |
Используется макет «плодового дерева».
Логопед: «На прошлом занятии был собран урожай. Урожай чего был собран? (Фруктов.) А с каких деревьев мы его собирали?»
Логопед вставляет в кармашек дерева картинку с изображением яблока и спрашивает: «Если на дереве растут яблоки, то как оно называется? (Яблоня.)
А если груши? (Груша.)» и т.д. Последней на дерево выставляется картинка с изображением банана.
«Ребята, а может на нашем дереве вырасти банан?»
(Нет, потому что бананы растут на пальмах.)
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы учились различать? Какие деревья растут во фруктовом саду?
VII. Домашнее задание. К занятию 8 (альбом 1, с. 10—11).
VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 10; октябрь, 2 неделя).