Занятие 8. Звуки К - Т
К занятию 7 (альбом 1, с. 9).
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
IV. Физкультминутка.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Развитие фонематического слуха.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Объявление темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а так-же познакомимся со звуками Т, Ть.
Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.
Звук Т - согласный (не поется), твердый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние
зубы). Его младший братец звук Ть — согласный, мягкий, глухой, переднеязычный. Звук Т — обозначаем синим цветом, а звук Ть —
зеленым.
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Та-та-та Тя-тя-тя'
Та-та-та Тя-тя-тя И т.д.
Связь звуков и буквы.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик —
буква Т.
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка, Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.
Выкладывание буквы Т из счетных палочек.
— — Игра «Закончи слово». Логопед начинает произносить, а ребенок заканчивает слово слогом ТА или ТЯ
— Лопа .... (та) Воро... (та)
Ва .... (та) Ви....(тя)
Ка... (тя) Ми...(тя)
— Звуковой анализ слогов ТА, ТИ.
— Выкладывание цветной схемы.
— На доске выставлены картинки со звуками Т, Ть в начале, середине и конце слова. Дети называют их и определяют место звуков в словах.
— Звуковой анализ слов: Том, Тим.
— Выкладывание звуковых схем из цветных фишек.
— Составление предложений с предложенными картинками (со звуками Т, Ть), деление предложений на слова, запись графической схемы.
— Заучивание загадки.
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Так кто это?... (Белка)
Ти-ти-ти — куда же нам пойти?
Ать-ать-ать — пойдем на улицу гулять.
Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.
(Выполняются движения, соответствующие тек-
сту).
Игра «Плодовое дерево».
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин. Логопед достает из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса — и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на
котором растут фрукты? (Плодовое.)»
Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собрал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т.д.
С какими звуками познакомились? Дайте характеристику этим звукам.
Что лежит у вас в корзинках?
VII. Домашнее задание.
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков;
расширять словарь по теме «Фрукты»;
коррекционно-развивающие:
— развивать звуковой анализ и синтез;
— развивать фонематические процессы;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратность и развивать
любознательность.
Оборудование: макет плодового дерева, картинки с изображением фруктов, картинки, в названии которых есть звуки К — Т, тетради, карандаши, раз- резные азбуки, наборы для составления схем.