Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Связь звуков и букв.
Развитие общей моторики
В огород пойдем, Урожай соберем. | Шаги на месте. |
Мы моркови натаскаем | «Таскают». |
И картошки накопаем. | «Копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный! (Н. Нищева) | Показывают круг руками три раза. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки. У Сережки сорванца — Два зеленых огурца. А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки. (В. Волина) | По очереди разгибают пальчики из кулачков, начи- ная с большого на обеих руках. |
4. Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, кругообразные
движения, поглаживание.
5. Развитие мимических мышц. Выполнение дейс-
твий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
Развитие артикуляционной моторики.
для челюсти: сомкнуть зубы, открыть - закрыть
рот;
для губ: «почмокать» губами; «пошлепать» губами;
для языка: удерживать язык у нижних зубов под
счет от 1 до 5; покусать язык зубками.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
См. занятие «Звук и буква И».
Голосовые упражнения: повышение и пониже-
ние голоса при произнесении гласных звуков.
у
У/\ У У
///. Упражнения по развитию произношения и оби-
чению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами познакомимся со
звуками П, Пь, а также узнаем, как собирают уро-
жай овощей».
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети хором, а затем индивидуально (вслед за
логопедом) проговаривают звуки П, Пь.
Характеристика звуков. Звук П - согласный
(воздух не выходит свободно, встречает преграду -
губы), твердый, глухой (рука на горлышке - горлыш-
ко не дрожит), губной (активно участвуют губы),
обозначается синим цветом.
Звук Пь — мягкий. Это младший «братец» звука П. Он обозначается зеленым цветом.
4. Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П поднимаем синий флажок.
На звук Пь — зеленый.
Звуки П, Пь живут в одном домике и этот домик — буква П.
На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. (В. Степанов)
Рисование буквы П пальчиком: в воздухе и на столе. Отыскивание в разрезной азбуке.
— Игра «Наоборот».
па-па-па — пя-пя-пя
по-по-по — пё-пё-пё
пу-пу-пу — пю-пю-пю
пы-пы-пы — пи-пи-пи
— Звуковой анализ слогов АП, ПА, ПИ.
— Выкладывание звуковых схем слогов из фишек.
— Назовите картинки, которые вы видите. Опре делите, какой звук — П или Пь — присутствует в названии картинок. Определите место звуков
в этих словах: звук находится в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Звуковой анализ слова СУП. Запись графической схемы слова СУП.
— Чтение текста. Дети выделяют слова со звуками П, Пь из состава текста. «Однажды Петя и Павел пошли погулять. Погода была чудесная. Петя пел песни, а Павел ему подпевал. Им было весело и интересно».