Физкультминутка. См. занятна 2.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Соотнесение звуков с буквами.
Объявление темы.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
Работа по развитию дыхания и голоса.
— Упражнение на автоматизацию нижнедиафраг-
мального дыхания (постановка нижнедиафрагмального дыхания производится в первый год обучения из положения лежа).
Сегодня мы побываем в гостях у осенних листоч-
ков и научимся различать звуки А, У.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Изолированное произношение звуков А, У хором и индивидуально. Анализ артикуляции звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и
акустического контроля. Сравнительная характеристика:
звук А - рот широко открыт; звук У - губы трубочкой; язык у нижних зубов;
воздух проходит свободно; голосовые связки работают.
Звуки А, У - гласные (воздух выходит свободно, не встречая преграды), обозначаются фишками красного цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поменяй звук».
На звук А логопед предлагает детям хлопать, а на звук У — топать. Логопед произносит ряд изолированных звуков.
Ап-ап-ап — уп-уп-уп
Уп-уп-уп — ап-ап-ап
Ак-ак-ак — ук-ук-ук
Ук-ук-ук — ак-ак-ак и т.д.
Логопед демонстрирует детям буквы А, У и предлагает выложить их из счетных палочек. Детям предлагается подумать и сказать, на что похожи буквы А, У.
— Звуковой анализ слогов: АП, УП. Логопед предлагает детям назвать первый звук слога, затем — второй звук. После этого дети выкладывают
слоги из цветных фишек.
— Звуковой анализ слов: бук, бак. Определение количества слогов, запись графической схемы слов.
— Определение места звуков А, У в этих словах (звук в начале, середине или в конце слова).
— Составление предложений со словами бук, бак. Анализ предложений с графической записью.
— Выделение звуков А, У из текста.
Ах, какой арбуз на грядка!
Постучим ему, друзья!
Тук1 Тук) Тук1 - Ко мне нельзя!
Я еще еа сладкий!
Упражнений по развитию лексико – грамматической стороны речи
Логопед говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот.
дуб - дубы сосна - сосны
ель - ели каштан - каштаны
клен - клены береза - березы
осина - осины рябина - рябины
Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? (Сосна, ель.) Почему? Дуб, каштан, клан, барам, осина, рябина осенью
желтеют и роняют ЛИСТЬЯ - это лиственные деревья. А сосна и ель всегда зеленые - это хвойные деревья.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы научились различать?
Как называются деревья, у которых листья осенью желтеют и опадают? Как называются деревья, которые круглый год остаются зелеными?
VI/. Домашнее задание. К занятию 3 (альбом 1, с. Занятие 4.